Rambler's Top100 СУБСИДИИ

Постановление Правительства Российской Федерации N 444 от 30 августа 2004 г.
О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
Во исполнение статьи 15.4 закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» правительство РФ постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления:
предусматривать ежегодно в консолидированных бюджетах субъектов РФ для обеспечения социальных гарантий граждан при оплате жилья и коммунальных услуг в необходимых объемах средства с учетом финансовой помощи, поступающей из федерального бюджета на эти цели;
осуществить до 31 декабря 2005 г. переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг и к перечислению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан;
принять меры для обеспечения на базе современных информационных технологий взаимодействия субъектов, участвующих в процессе предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в целях уменьшения количества документов, предоставляемых гражданами, и контроля правомерности предоставления субсидий.
3. Министерству промышленности и энергетики совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ в 3-месячный срок утвердить методические рекомендации по расчету субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, по учету доходов и исчислению совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, а также среднедушевого дохода семьи для предоставления указанных субсидий.
4. Признать утратившими силу:
Постановление правительства РФ от 2 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (Собрание законодательства РФ, 1999, № 33, ст. 4116);
пункт 8 постановления правительства РФ от 1 июля 2002 г. № 490 «О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования ЖКХ» (Собрание законодательства РФ, 2002, № 27, ст. 2701);
Постановление правительства РФ от 21 января 2003 г. № 32 «О внесении дополнений в постановление правительства РФ от 2 августа 1999 г. № 887» (Собрание законодательства РФ, 2003, № 4, ст. 334);
Постановление правительства РФ от 27 июня 2003 г. № 372 «О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (Собрание законодательства РФ, 2003, № 27, ст. 2800).
Председатель Правительства Российской Федерации М. ФРАДКОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. №444
I. Общие положения
1. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее – субсидии) предоставляются гражданам РФ в соответствии с законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и настоящим Положением. Изданные на основании настоящего Положения и с учетом социально-экономического развития субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, устанавливающие порядок и условия предоставления субсидий на их территории, не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с порядком и условиями, установленными настоящим Положением.
2. Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления, органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или уполномоченными ими учреждениями, а в случаях, указанных в пункте 32 настоящего Положения, – федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее – уполномоченные органы).
II. Условия и порядок предоставления субсидий
3. Субсидии предоставляются:
а) нанимателю жилого помещения по договору социального найма;
б) нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;
в) члену жилищного, жилищно-строительного кооператива;
г) собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома), в том числе члену товарищества собственников жилья;
д) гражданину, проживающему в общежитии, относящемся к жилищному фонду независимо от формы собственности.
Субсидии предоставляются указанным гражданам и зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей.
4. Граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма, заключенного с собственниками жилых помещений (физическими и юридическими лицами) частного жилищного фонда, или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде независимо от формы собственности, не имеют права на получение субсидий.
5. Порядок и условия предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
6. Для получения субсидий граждане, указанные в подпунктах «а» – «д» пункта 3 настоящего Положения (далее – заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством РФ, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление о предоставлении субсидии;
б) документы о составе семьи заявителя;
в) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования жилым помещением;
г) документы, подтверждающие доходы заявителя и всех членов семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении субсидии;
д) документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
е) копии документов, подтверждающих право на льготы или компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг заявителя и членов семьи, зарегистрированных совместно с ним по месту постоянного жительства;
ж) копии документов, удостоверяющих гражданство РФ заявителя и членов его семьи.
7. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений, а также документов, в которых они содержатся. Представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии. В заявлении о предоставлении субсидии должно быть изложено согласие заявителя и членов его семьи на проверку уполномоченным органом в налоговых и таможенных органах представленных сведений о доходах.
8. Выдача документов (копий документов), необходимых для получения субсидии, осуществляется соответствующими органами (организациями) бесплатно независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности. Указанные органы (организации) несут ответственность за достоверность содержащихся в этих документах сведений в соответствии с законодательством РФ.
9. Уполномоченный орган в течение 10 дней с даты получения документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и доводит соответствующее решение до заинтересованных лиц.
10. Действие (бездействие) уполномоченного органа, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.
11. Получатель субсидии обязан сообщать в уполномоченный орган о наступлении событий, которые влекут за собой изменение условий предоставления субсидии и ее размера (изменение состава семьи и места постоянного жительства, временное выбытие членов семьи и изменение доходов членов семьи), в течение 15 дней после наступления указанных событий.
Обязанность представления сведений об изменении доходов возникает в отношении:
а) семей, имевших на момент обращения за субсидией среднедушевой доход выше прожиточного минимума, – если этот доход увеличился более чем на 20 процентов;
б) семей, имевших на момент обращения за субсидией среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, – если этот доход увеличился до величины, равной или превышающей прожиточный минимум.
В случае если получатель субсидии не выполнил указанные требования без уважительной причины, неосновательно перечисленные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущих субсидий, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
12. Уполномоченные органы вправе проверять представленные заявителем сведения путем направления официальных запросов в органы государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, другие органы и организации.
13. Уполномоченные органы формируют в отношении каждого заявителя дело, в которое включают документы, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении и определения ее размера (далее – персональное дело). Документы на бумажных и электронных носителях подлежат хранению не менее 3 лет. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
14. Уполномоченные органы и их должностные лица несут ответственность за распространение и незаконное использование конфиденциальной информации, ставшей известной им в связи с решением вопроса о предоставлении субсидий.
15. Субсидии предоставляются на 6 месяцев.
Органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать иные сроки предоставления субсидий, при этом срок предоставления субсидий на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления) может отличаться от срока предоставления субсидий на оплату жилья и других видов коммунальных услуг.
16. Условия и порядок предоставления субсидий гражданам, совершеннолетние трудоспособные члены семьи которых не имели в течение расчетного периода, указанного в пункте 27 настоящего Положения, доходов от трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной деятельности, приносящей доходы, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
17. При представлении заявителем документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца – с 1-го числа следующего месяца.
Документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, могут направляться в уполномоченные органы по почте. При этом днем обращения за субсидией считается дата их получения уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки указанных документов лежит на заявителе.
III. Определение размера субсидии
18. Начисление субсидии производится помесячно, при этом в расчет принимаются виды и размеры платежей, начисляемые получателю субсидии за каждый конкретный месяц. Субсидия на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления) начисляется 1 раз в полгода, если иное не установлено органами государственной власти субъектов РФ.
19. При определении размера субсидии учитываются приходящиеся на граждан, указанных в пункте 3 настоящего Положения, расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставляемой гражданам по состоянию здоровья, нормативов потребления коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, включая газ в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, отопление, приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) и вывоза бытовых отходов.
20. При определении размера субсидий гражданам, проживающим в жилищном фонде независимо от формы собственности, расходы на оплату жилья исчисляются исходя из установленных в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг цен на содержание и ремонт жилья для нанимателей жилых помещений по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, а в отношении нанимателей по договору социального найма – также с учетом размера платы за наем жилого помещения.
При определении размера субсидии гражданам, оплачивающим электрическую и тепловую энергию, воду и сетевой газ по показаниям приборов учета, расходы на оплату коммунальных услуг исчисляются исходя из нормативов их потребления, в том числе в случаях, когда показания приборов учета ниже нормативов потребления соответствующих услуг.
При использовании одной семьей для отопления жилого помещения 2 и более видов топлива (газ, различные виды твердого или иного топлива) при исчислении расходов на оплату коммунальных услуг принимается к расчету стоимость одного (основного) вида топлива, определяемого органами государственной власти субъектов РФ с учетом местных особенностей, если иное не установлено указанными органами.
21. В случае если получателям субсидии предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в виде уменьшения размера платежа (скидки), расходы на оплату жилья и коммунальных услуг уменьшаются на размер предоставляемых скидок.
В случае предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в виде денежной компенсации расходы на оплату жилья и коммунальных услуг уменьшению не подлежат.

22. При среднедушевом доходе семьи выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:
С1=ОСН – МДДф х Д/100
где:
С1 – размер субсидии (в рублях);
ОСН – расходы (в рублях), определяемые в соответствии с пунктами 18-21 настоящего Положения;
МДДф – значение федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, установленного правительством РФ (в процентах);
Д – совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 31 настоящего Положения.
23. При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:
С2=ОСН-МДДф х Д х К/100
где:
С2 – размер субсидии (в рублях);
К – поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:
К=СД/ПМ
где:
СД – среднедушевой доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 30 настоящего Положения;
ПМ – величина прожиточного минимума (в рублях).
24. При определении размера субсидии в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящего Положения используются значения действующих в субъекте РФ на момент обращения за субсидией прожиточных минимумов социально-демографических групп, к которым относятся заявитель (получатель субсидии) и члены его семьи.
25. Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг, исчисленных в соответствии с пунктами 18 – 21 настоящего Положения.
26. При изменении цен и тарифов, а также условий и порядка предоставления субсидий на территории субъекта РФ перерасчет размеров субсидий производится уполномоченным органом без истребования у получателей субсидий каких-либо документов.
В случае наступления событий, указанных в пункте 11 настоящего Положения, перерасчет размера субсидии производится при представлении получателем субсидии соответствующих документов или получении уполномоченным органом от соответствующих органов (организаций) информации (документов) об этих событиях.
Сведения о перерасчете субсидии помещаются в персональное дело и указываются в платежных документах.
Сумма пересчитанной субсидии распределяется по видам оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствии с пунктами 39 и 41 настоящего Положения.
IV. Порядок учета доходов и исчисления совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, а также среднедушевого дохода семьи
27. В целях исчисления совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии доход семьи определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее – расчетный период), если иное не установлено органами государственной власти субъекта РФ.
28. При определении дохода семьи в целях предоставления субсидии к членам семьи относят проживающих совместно супругов, их детей (в том числе усыновленных) и родителей (усыновителей). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, и иные лица могут быть признаны членами семьи заявителя, если они проживают совместно с заявителем (получателем субсидии) и ведут с ним общее хозяйство. Состоящие в браке родители (усыновители), одинокий родитель (усыновитель) и их несовершеннолетние дети, а также супруги считаются членами одной семьи независимо от того, раздельно или совместно они проживают.
29. Совокупный доход семьи в целях предоставления субсидии исчисляется в соответствии с абзацем вторым статьи 5 и статьями 6–12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (Собрание законодательства РФ, 2003, № 14, ст. 1257) с учетом:
а) видов доходов, указанных в перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденном постановлением правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 (Собрание законодательства РФ, 2003, № 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных гражданами льгот по оплате жилья и коммунальных услуг и социальных гарантий, установленных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями;
б) доходов, полученных от сдачи жилых помещений в наем (поднаем);
в) компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, выплачиваемой отдельным категориям граждан;
г) денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного.
30. Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых он имел эти доходы.
Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи.
Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи, определяемых с учетом порядка и условий, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения.
31. Совокупный доход семьи, используемый при расчете размера субсидии в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящего Положения, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество членов семьи заявителя (получателя субсидии), имеющих право на субсидии.
V. Особенности предоставления субсидий некоторым категориям
граждан
32. Федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, принимают решение о предоставлении субсидий:
а) сотрудникам, проходящим военную службу в указанных федеральных органах исполнительной власти, сведения о которых не подлежат разглашению;
б) лицам, проходящим либо проходившим военную службу по контракту за пределами РФ в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
33. Гражданам, указанным в пункте 32 настоящего Положения, субсидия предоставляется в виде денежной выплаты в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящего Положения исходя из утвержденной правительством РФ величины прожиточного минимума.
34. Порядок оформления документов и направления сведений, необходимых для предоставления субсидий гражданам, указанным в пункте 32 настоящего Положения, а также порядок выплаты субсидий определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
35. Гражданам, проживающим в закрытых военных городках, субсидии предоставляются уполномоченными органами в порядке и на условиях, установленных пунктами 1–41 и 47–53 настоящего Положения.
36. Расходы на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 32 и 35 настоящего Положения, финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
37. В случае превышения среднерегиональных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг над максимально допустимой долей собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, гражданина, уволенного с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, при расчете размера субсидии используется значение федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
VI. Механизм предоставления субсидий
38. Органы, осуществляющие исполнение местного бюджета или бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, либо уполномоченные органы к началу установленного периода оплаты жилья и коммунальных услуг перечисляют субсидии на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования (далее – персонифицированные социальные счета). Получателям субсидий, которые по состоянию здоровья, в силу возраста, пешей или транспортной недоступности не имеют возможности открывать персонифицированные социальные счета и пользоваться ими, выплата (доставка) субсидий может осуществляться по решению уполномоченного органа через организации связи либо иным способом.
39. Получатели субсидий вправе за счет субсидий производить оплату жилья и любых видов предоставляемых им коммунальных услуг, при этом указанная оплата производится в полном объеме (без уменьшения на сумму субсидий).
40. В случае если субсидии перечисляются на персонифицированные социальные счета, уменьшение размера субсидий из-за снижения расходов, связанных с уменьшением платежей при нарушении потребительских свойств, объемов или режима предоставления жилищных и коммунальных услуг, не производится.
41. До перехода к перечислению субсидий на персонифицированные социальные счета размер начисленных платежей за жилье и (или) коммунальные услуги, подлежащие оплате получателями субсидии, уменьшается на размер предоставленных субсидий.
Субсидия, причитающаяся получателю субсидии, распределяется уполномоченным органом по видам платежей за жилье и коммунальные услуги пропорционально начисленным платежам и отражается в соответствующих платежных документах и в персональном деле.
При снижении размера начисленных платежей из-за нарушения потребительских свойств, объемов или режима предоставления жилищных и коммунальных услуг часть субсидии, приходящаяся на оплату соответствующей некачественной услуги, подлежит уменьшению уполномоченным органом пропорционально снижению начисленного за такую услугу платежа.
VII. Финансирование расходов, связанных с предоставлением
субсидий
42. Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов РФ в объемах, устанавливаемых законами о бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.
43. Порядок и сроки направления муниципальным образованиям средств бюджетов субъектов РФ для частичного возмещения расходов, связанных с предоставлением субсидий, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
44. Органы государственной власти субъектов РФ могут передать органам местного самоуправления часть полномочий по установлению дополнительных условий предоставления субсидий в соответствующем муниципальном образовании. Указанные дополнительные условия не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с настоящим Положением либо в порядке и на условиях предоставления субсидий, установленных органами государственной власти субъектов РФ.
45. Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, в части улучшения в соответствии с порядком и условиями предоставления субсидий, установленными органом государственной власти субъекта РФ, положения граждан, по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с настоящим Положением, производится за счет средств бюджета субъекта РФ, а при принятии в случаях, предусмотренных настоящим Положением, органом местного самоуправления соответствующего решения – за счет средств местного бюджета.
46. Порядок перечисления субсидий на персонифицированные счета граждан (до перехода к перечислению субсидий на персонифицированные счета – порядок возмещения организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов в связи с предоставлением гражданам субсидий) устанавливается органами местного самоуправления и органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
VIII. Приостановление перечисления субсидий и прекращение предоставления субсидий
47. Контроль за своевременностью и полнотой оплаты жилья и коммунальных услуг получателями субсидий осуществляется уполномоченными органами на основании данных, получаемых от наймодателей и организаций, предоставляющих жилищные и коммунальные услуги.
48. Перечисление субсидии приостанавливается уполномоченным органом в случае:
а) неоплаты получателем субсидии текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги в течение 3 месяцев подряд;
б) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения.
49. Уполномоченные органы приостанавливают перечисление субсидии до выяснения причин неисполнения требований, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, причин задержки оплаты жилья и коммунальных услуг, полного погашения текущей задолженности или согласования сроков ее погашения, но не более срока, определенного в порядке и условиях предоставления субсидий, установленных органом государственной власти субъекта РФ.
50. Предоставление субсидии прекращается уполномоченным органом в случае:
а) изменения получателем субсидии и членами его семьи места постоянного жительства;
б) изменений состава семьи получателя субсидии и дохода семьи, влекущих утрату права на получение субсидии;
в) представления заявителем (получателем субсидии) и членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера;
г) истечения срока погашения задолженности, установленного в соответствии с пунктом 49 настоящего Положения, при отсутствии уважительной причины задержки оплаты жилья и коммунальных услуг.
51. Возврат необоснованно полученной субсидии по причинам, указанным в подпунктах «а» – «в» пункта 50 настоящего Положения, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата – по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством РФ.
52. Решение о приостановлении перечисления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 3 рабочих дней после принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело.
53. Перечисление (предоставление) субсидии прекращается:
а) со дня принятия решения о прекращении предоставления субсидии в соответствии с подпунктами «а» – «в» пункта 50 настоящего Положения до окончания периода, на который субсидия предоставлялась;
б) со дня принятия решения о приостановлении перечисления субсидии, предусмотренного пунктом 48 настоящего Положения, до окончания периода, на который субсидия предоставлялась.

 

ЕСЛИ У ВАС ПЛОХО ТОПЯТ – СУБСИДИИ ВАМ НЕ ПОТЕРЯТЬ…( Газета "Квартирный ряд" № 43  и № 44 (511) от 04 ноября 2004 г.)
Думайте сами, решайте сами: платить или получать?
Когда речь заходит о реформе ЖКХ, ничто так не пугает обывателя, как перспектива стопроцентной оплаты жилья и коммунальных услуг. Бояться, в общем-то, нечего: государство не снимает с себя обязанности помогать тем, кто платить «по полной» не в состоянии. Как именно будет осуществляться эта помощь, сказано в публикуемом нами постановлении правительства.
Точнее, в утвержденном им «Положении о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг». По просьбе газеты этот документ комментирует руководитель проекта направления «Городское хозяйство» Института экономики города Марина РУМЯНЦЕВА.

Кому положено?
Новое «Положение…» – это, без преувеличения, настоящий законодательный прорыв в сфере ЖКХ. Прежнее положение, действовавшее с 1999 года, многие вопросы освещало крайне поверхностно или не затрагивало вовсе. В результате некоторые категории нуждающихся в помощи граждан были недостаточно защищены, другие же, напротив, часто получали неадекватно большие субсидии.
Часть II «Положения…» дает четкое определение, кто может стать получателем субсидии, и как она оформляется. Для сравнения – в документе от 1999 года круг потенциальных получателей субсидий очерчивался на редкость расплывчатой формулировкой: «Субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности». В нынешнем «Положении…», в п. 3, перечислены категории потенциальных получателей, кроме того, отмечено: «Субсидии предоставляются указанным гражданам и зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного жительства членам их семей». Привязка субсидий к месту жительства не случайна: в число получателей государственной социальной помощи таким образом попадают лишь те граждане, которые сами пользуются своим, муниципальным или государственным жильем, а также проживают в общежитиях любой формы собственности. Тот, кто является поднанимателем любого жилого помещения, нанимателем в частном жилищном фонде, проживает по договору безвозмездного пользования или ренты, не может подать заявление на предоставление субсидии.
Достаточно много места уделено порядку предоставления субсидий: какие документы и в какие органы должен предоставить заявитель, как они рассматриваются и т.д. Оговорено, кстати, что все необходимые для решения его вопроса справки должны выдаваться заявителю бесплатно. Кроме того, впервые закреплена обязанность гражданина сообщать в уполномоченный орган об изменениях его личных обстоятельств, влияющих на предоставление субсидии (например, у семьи выросли доходы или изменился ее состав).
Кстати, заявитель вовсе не обязан, собрав все необходимые бумаги, лично нести их в орган, рассматривающий вопросы предоставления субсидий, отстаивать там очередь и т.д. – документы можно отправить по почте.
Помощь рассчитают по формуле
Как будет вычисляться размер субсидии? В принятом «Положении…» приводятся четкие формулы (они будут опубликованы в следующем номере). По сравнению с ранее действовавшим порядком расчета, новый – безусловно более социально справедливый. Прежний, по сути, сводился к делению всех потенциальных получателей субсидий на две неравные категории – тех, у кого доход ниже прожиточного минимума, и тех, у кого он выше. Большинство граждан из первой категории (кроме самых бедных) фактически получало одинаковую субсидию – даже если их доход «не дотягивал» до прожиточного минимума всего нескольких рублей. И обратная ситуация – если доход хоть на рубль превысил ПМ – размер субсидии резко снижался или становился равным нулю. Теперь этого скачка не будет: график, построенный по новым формулам расчета субсидий, дает плавное снижение размера субсидий по мере увеличения доходов.
Наконец, появляется ясность в вопросе учета совокупного дохода семьи. До сих пор не было внятной методики на этот счет, а применявшиеся нормативы оставляли массу возможностей для злоупотреблений.
Семейные ситуации бывают настолько разные, что подвести всех под «общий знаменатель» невозможно. В постановительной части рассматриваемого нами документа дается поручение Минпромэнерго совместно с Министерством здравоохранения и соцразвития в 3-месячный срок утвердить методические рекомендации как по расчету самих субсидий, так и по исчислению совокупного дохода семей.
Денежки – на счет!
В п. 19 указано, что для определения размера учитываются расходы на оплату жилья в пределах социальной нормы жилплощади и дополнительной площади, предоставляемой по состоянию здоровья, а по коммунальным услугам – в пределах нормативов потребления. Причем в следующем пункте подчеркивается, что норматив потребления берется при расчете субсидии за исходную величину даже тогда, когда жильцы платят за услуги по показаниям приборов учета и даже в том случае, если показания ниже. Что это дает гражданам? Во-первых, если отопление, электро-, водо-, газоснабжение поставляются не в положенном объеме, граждане все равно получат полную сумму субсидии. Человек, в квартире которого плохо топят, не должен терять часть субсидии по вине теплосети.
Сегодня подавляющее большинство пользующихся субсидиями россиян получает их не «живыми деньгами», а в виде вычета из начисленной суммы платежей за жилье и коммунальные услуги. Человеку на руки выдают платежку, где уже все за него посчитано – остается внести «пониженный» платеж и не думать о том, кому пойдет и как распределится начисленная субсидия. По старому механизму ее пропорционально начислениям делят между организациями, обслуживающими жилищный фонд, и поставщиками коммунальных услуг. Если в квартире плохо топят, то куда идут субсидионные средства, приходящиеся на долю реально недоданного тепла? Единого механизма на этот случай не существовало, и посему чаще всего их направляли на счет той же теплоснабжающей организации. В новом положении жестко установлено, что субсидия подлежит уменьшению пропорционально снижению начисленного платежа за некачественную услугу. Но, к сожалению, сами получатели субсидий к этим «сэкономленным» средствам никакого отношения не имеют.
Однако старая схема предоставления субсидий в виде вычета будет действовать лишь временно, до перехода к перечислению субсидий на персонифицированные счета. Этот новый механизм в обсуждаемом нами документе принимается как основной.
Суть персонифицированных счетов в том, чтобы дать гражданам возможность самостоятельно распоряжаться предоставленной им социальной помощью по оплате услуг ЖКХ. Получатель субсидии открывает в выбранном им банке счет до востребования, на который и будут перечисляться деньги. Получив квитанцию по оплате жилья и коммунальных услуг, где в таком случае указывается полная сумма платежа, гражданин сам снимет со счета нужную сумму, добавит к ней недостающее из личных средств и оплатит. Человек сам решает: забирать деньги ежемесячно или подкопить их, какое-то время платя квартплату из своего кармана; он может также дать банку поручение переводить определенную сумму с его счета на счета коммунальных служб. Он может выбрать, кому в первую очередь платить из своей субсидии: теплосети, которая плохо топит, или ЖЭКу, который исправно убирает подъезд и чинит потекшие краны. Таким образом, у организаций сферы ЖКХ будет дополнительный стимул повышать качество услуг.
У противников нового подхода главный аргумент один: если гражданам позволить самим распоряжаться суммой субсидии, снимать со счета «живые деньги», они потратят их не по назначению! Но если подходить к реформе ЖКХ с такой позиции (мол, народу нашему доверять нельзя, пусть уж лучше чиновник решает, как распределять социальную помощь!) – то и реформы никакой не получится. Жители так и не смогут собственным рублем влиять на качество работы коммунальщиков. Опыт регионов, где уже введен механизм перечисления субсидий на персонифицированные счета граждан, показывает: россияне в большинстве своем достаточно ответственны, им можно доверить самостоятельно распоряжаться положенной по закону помощью. Механизм реально работает, а возникающие в переходном периоде ситуации вполне разрешимы.
Тем более, новое «Положение…» предусматривает простой и ясный механизм контроля за движением субсидионных денег. Если получатель не платит за жилье и коммунальные услуги больше трех месяцев подряд, или если он «забыл» уведомить уполномоченные органы о повышении своих доходов, то выплата субсидий приостанавливается. Каждый такой случай должен рассматриваться индивидуально, с учетом всех обстоятельств, с назначением срока погашения задолженности. Если же человек попал в число неплательщиков без уважительных причин и отказывается погасить долг в установленный срок или представил заведомо ложные сведения о себе и своих доходах – субсидию ему платить перестанут. Кстати, незаконно полученные субсидионные суммы придется вернуть в бюджет добровольно, а в случае отказа – по суду.
Что могут субъекты?
Постановление № 444 дает субъектам Федерации право самостоятельно решать некоторые вопросы в сфере предоставления субсидий.
Так, например, можно установить собственную, более высокую, чем «в целом по России», планку дохода, при котором человек может претендовать на субсидию, или увеличить сумму выплат. Но при этом все дополнительные деньги пойдут из регионального бюджета. По тому же принципу госорганы субъектов РФ могут делегировать полномочия муниципальным образованиям.
Среди тех, кто в принципе может претендовать на субсидии, немало граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг. Как с ними быть? До сих пор во многих регионах страны на этот счет были разные подходы. Где-то субсидии давали всем подряд, не оговаривая при этом срок погашения задолженности – то есть, по сути, «прощали» все долги. Где-то, напротив, субсидию не давали вообще, пока долг не погасишь – тем самым лишая любой помощи семьи, которым и без того тяжело. Но условия в регионах разные, и общий для всей страны закон тут не сработает. Поэтому новое «Положение…» оставляет за субъектами Федерации право принимать региональные правила предоставления субсидий должникам. Аналогичный подход к предоставлению субсидий гражданам, у которых вообще отсутствуют доходы (не секрет, что в России немало населенных пунктов, где люди живут практически исключительно натуральным хозяйством).
В общем, органам госвласти многих субъектов РФ предстоит большая работа по приведению собственных нормативных документов по субсидиям в соответствие с постановлением № 444. Не ограничивая региональные власти в праве вводить свои меры по дополнительной социальной защите нуждающихся, оно определяет общие для всей страны принципы предоставления субсидий на оплату услуг ЖКХ, которые позволят сделать этот процесс более разумным и справедливым.

Субсидия плюс кредит в сумме дают новоселье
Совсем недавно при нехватке денег у семьи очередников, решившей взять субсидию для покупки жилья, было два варианта. Отказаться от субсидии, либо приобрести жилье в Подмосковье. А сейчас появился третий – воспользоваться кредитом.
Об особенностях кредитования очередников наш корреспондент беседует с генеральным директором МУП «Агентство по реализации жилищных займов и субсидий» Натальей КОРЕНЕВОЙ и начальником отдела мониторинга рынка жилья Департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы Сергеем МОРОЗКОВЫМ.
– Легко ли очереднику получить ипотечный кредит?
– Н. К. В течение последних месяцев мы стали активно работать по заключенному трехстороннему соглашению между департаментом, нашим агентством и коммерческим банком «Московское ипотечное агентство» по предоставлению ипотечных кредитов очередникам в дополнение к субсидии для покупки квартиры в Москве.
Время предоставления кредита – длительное. Очередникам нужно собрать немало документов. Но ипотека набирает обороты. Сейчас занимаемся оформлением кредитов для десяти семьей очередников. Одна семья кредит уже получила, второй вот-вот его предоставят.
Кстати, у очередников при получении ипотечного кредита есть большое преимущество. Если размер субсидии с личным десятипроцентным взносом превышает пятьдесят процентов от рыночной стоимости квартиры, то банк не требует подтверждения уровня доходов. Поэтому очередники, имеющие небольшие официальные доходы, вполне могут получить ипотечный кредит.
– Каковы ежемесячные выплаты по кредитам для очередников?
– Н. К. Небольшие. Двести – двести пятьдесят условных единиц – максимальный размер выплат в месяц вместе со всеми процентами при кредите, выданном на десять лет. Если кредит выдается на двадцать лет, то выплаты еще меньше. Считаю, что этот способ поможет многим людям. Сейчас деньги на доплату за квартиру собирают всей семьей. И все равно собрать половину стоимости жилья трудно. Поэтому ипотека – перспективна. Многие очередники предпочитают быть должниками города. Тем более что стопроцентный акционер коммерческого банка «Московское ипотечное агентство» – город Москва.
– На какой срок выдается ипотечный кредит очереднику?
– Н. К. От десяти до двадцати лет. О сроке договариваются банк с очередником. Есть некоторые нюансы. Например, двадцатилетний кредит выдается людям, которые смогут погасить его до пенсионного возраста.
– Расскажите об условиях кредита.
– С. М. С подробной информацией об ипотечных условиях можно ознакомиться на сайте Департамента жилищной политики в разделе «Ипотека». Расскажу коротко о московской ипотечной программе и основном операторе – коммерческом банке «Московское ипотечное агентство». Банк предлагает кредиты москвичам при покупке жилья на вторичном рынке и в новостройках. Самое интересное условие для очередников, получающих субсидию: чтобы получить кредит, им достаточно иметь сбережения для оплаты первоначального вклада лишь в размере 10 процентов от стоимости квартиры. Все остальное погашает субсидия.
Например, очередник ориентируется на покупку жилья в том районе столицы, где живут его близкие. Пусть квартира там будет стоить дороже, но за счет того, что к сбережениям человека добавляется субсидия, ипотечный кредит, и дается рассрочка, человек может приобрести более комфортное жилье в том районе, где хочет. Раньше о такой возможности многие очередники могли только мечтать.
– В каких накопительных схемах могут участвовать очередники?
– Н. К. Они могут вступить в целевой жилищно-накопительный кооператив «Молодой семье – доступное жилье». Он работает под строгим контролем Департамента жилищной политики и только в рамках тех установленных параметров, которые исключают превращение кооператива в финансовую «пирамиду». Поэтому люди, участвующие в накопительных схемах, согласованных с департаментом, защищены от финансовых потерь.
– С. М. Более того, коммерческий банк «Московское ипотечное агентство» активно сотрудничает с кооперативом. Человек может вступить в кооператив, накопить там 50 процентов от стоимости квартиры. В кооперативе эти накопления индексируются в зависимости от роста цен на рынке недвижимости, что особенно важно для людей с невысокими доходами. На определенном этапе, сформировав свою кредитную историю, человек вполне может пройти оценку платежеспособности и надежности, и в банке «Московское ипотечное агентство» получить ипотечный кредит.
– Есть ли члены кооператива, которым уже предоставлены ипотечные кредиты?
– Н.К. Молодая семья накопила 50 процентов, что ей позволило взять кредит в КБ «Московское ипотечное агентство», не подтверждая доходов.
– С. М. Важно то, что ипотечный кредит предоставлен людям, а не кооперативу. Ведь сегодня распространена практика, когда ипотечные кредиты оформляются на баланс кооператива, а не на человека. В некоторых уставах даже записано, что кооператив вправе брать кредиты под залог своей недвижимости. Это значит, что если кооператив умышленно или в силу обстоятельств не возвращает взятые кредиты, то в соответствии с законодательством по долгам кооператива отвечают его пайщики, то есть граждане. А это прямой путь к банкротству и ликвидации кооператива. Человек останется и без жилья, и без денег.
Поэтому департамент сразу еще на этапе создания кооператива «Молодой семье – доступное жилье» и утверждения его учредительных документов заложил в его уставе норму, запрещающую кооперативу передавать в залог или обременять каким-либо иным способом имущество, приобретенное на паевые взносы пайщиков.
Кстати, первая очередница, получившая субсидию и ипотечный кредит, как раз приобрела квартиру, вступив в кооператив. За два последних года Департаментом жилищной политики созданы четыре накопительные схемы. Самое главное, что это не коммерческие, а социальные проекты. Люди без денег не останутся и гарантированно получат жилье. Более того, как показала практика, эти схемы могут прекрасно взаимодействовать, дополнять друг друга.

Беседовала Наталья Агафонов
а

Субсидии сохранились, но стали меньше (АиФ Москва № 45 (591) от 10 ноября 2004 г.)
ПРАВИТЕЛЬСТВО Москвы выпустило постановление № 729-ПП «О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища», которое значительно отличается от своего предшественника. Теперь максимальная субсидия будет равняться 70% от стоимости приобретаемого жилья (после 15 лет ожидания в очереди на улучшение жилищных условий на общих основаниях), а не 90%, как это было ранее.
НА СУБСИДИИ ИМЕЮТ ПРАВО граждане: состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма; освобождающие жилые помещения, занимаемые по договору социального найма, по решению органов исполнительной власти г. Москвы в связи с изъятием земельного участка для городских нужд; в иных случаях, установленных законодательством г. Москвы.
РАСПОРЯЖАТЬСЯ СУБСИДИЕЙ москвичи могут на финансирование строительства жилого помещения высокой степени технической готовности; на приобретение жилого помещения на рынке недвижимости по их выбору; на покупку освобождающегося жилого помещения в коммуналке, в результате чего образуется отдельная квартира.
РАЗМЕР СУБСИДИИ определяется в процентном отношении к нормативной стоимости предоставляемых жилых помещений, определяемой как произведение средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий и общей площади жилого помещения, предоставляемого семье данной численности в пределах социальной нормы — 18 м2 на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Расчет размера предоставляемой субсидии осуществляется свыше социальной нормы: на одиноко проживающего человека — 33 м2 общей площади, на семью из двух человек — 42 м2 общей площади. Средняя рыночная стоимость 1 м2 жилого помещения в крупнопанельных домах типовых серий утверждается ежеквартально межведомственной комиссией.
РАСЧЕТ СУБСИДИИ производится в зависимости от времени ожидания после постановки на учет по улучшению жилищных условий, наличия права на первоочередное (внеочередное) предоставление жилого помещения (см. таблицу). При рассмотрении вопроса о предоставлении субсидий учитывается фактическое количество семей в составе семьи, которой предоставляется субсидия, принимая во внимание, что: супруги и их несовершеннолетние дети, независимо от места регистрации, являются членами одной семьи; граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, считаются разными семьями.
РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИИ принимает префектура на основании рекомендаций Общественной жилищной комиссии округа и Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы. От префектуры горожанин получает распорядительный документ, на основании которого Департамент жилищной политики выдает свидетельство о предоставлении субсидии, которое действует в течение 6 месяцев. Субсидии предоставляются в безналичной форме.
ПОЛУЧИВШИЙ СУБСИДИЮ ОБЯЗАН до окончания срока действия свидетельства: открыть в уполномоченном банке именной блокированный целевой счет (ИБЦС) для зачисления на него субсидий; подготовить и представить ГУП «Агентство по реализации жилищных займов и субсидий» документы, необходимые для перечисления субсидий с ИБЦС на счет продавца жилого помещения, не позднее чем за две недели до окончания срока действия свидетельства; оплатить оставшуюся часть стоимости жилой площади за счет собственных или заемных средств с непосредственным перечислением денежных средств на ИБЦС; направить заявление в уполномоченный банк на перевод средств субсидии с ИБЦС на счет, указанный в договоре о приобретении жилого помещения с продавцом жилища. Отправить в окружное управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда, а также в ГУП «Агентство по реализации жилищных займов и субсидий» копии документов, подтверждающих факт государственной регистрации права собственности на жилое помещение. И в течение месяца после оформления права собственности на приобретаемую квартиру освободить занимаемую площадь.
СУБСИДИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА на приобретение жилого помещения: не отвечающего соответствующим типовым потребительским качествам применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается жилье; находящегося под арестом, под залогом, обремененного чьими-либо правами на проживание в нем, сохраняющимися после перехода жилого помещения в собственность семье, которой предоставлена субсидия.
Размер субсидии (процент от нормативной стоимости жилого помещения) в зависимости от количества полных лет, прошедших после постановки на учет на общих основаниях:
1 год в очереди — 5%, 2 года — 6%, 3 года — 8%, 4 года — 11%, 5 лет — 15%, 6 лет — 19%, 7 лет — 25%, 8 лет — 31%, 9 лет — 38%, 10 лет — 46%, 11 лет — 54%, 12 лет — 58%, 13 лет — 62%, 14 лет — 66%, 15 и более лет — 70%.
Размер субсидии (процент от нормативной стоимости жилого помещения) в зависимости от количества полных лет, прошедших после постановки на учет в первоочередном или во внеочередном порядке:
1 год в очереди — 5%, 2 года — 16%, 3 года — 27%, 4 года — 38%, 5 лет — 48%, 6 лет — 59%, 7 и более лет — 70%.

      

 

          Жилищная субсидия        

Дополнительные материалы по теме из обзора прессы

 

НОВОСТРОЙКИ    КВАРТИРЫ    КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ    ДАЧИ    КОТТЕДЖИ      УЧАСТКИ

Главная страница   - Услуги на рынке жилых помещений   и  нежилых помещений  -   Юридические услуги  -  Жилищная энциклопедия  -  Доверительное управление - Ипотека -   Строительство и ремонт  -   Регистрация прав   -  Наши объекты   -   О нашей компании   -  Гостевая книга  -   Обзор прессы   -  Серии типовых домов   -   Карта сайта  -  Новое в российском законодательстве  -  Новости о недвижимости  Районы Москвы  -  Районы Подмосковья

Поиск по сайту

Rambler's Top100