Rambler's Top100 ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ

НеуДАЧНАЯ амнистия   («Источник: Московский комсомолец»  01.03.2010)
В 2009 году правом на «дачную амнистию» воспользовались 2,6 миллиона россиян. Это ощутимо больше чем 1,5 миллиона в 2008. Однако число «неамнистированных» садоводов гораздо больше - порядка 15 миллионов человек по данным Росреестра, пишет РГ.
Большинство землевладельцев не спешат оформлять свой участок и то, что на нем построено из-за крайне сложной процедуры. Пока на оформление даже крохотного дачного домика на участке в пару соток уходит несколько месяцев. И если в органах регистрации процесс оформления дачной амнистии в среднем занимает 15 рабочих дней, уверяют в Росреестре, то много времени уходит на обращение в местные органы власти, поход в БТИ и так далее.
За оформление документов приходится платить различные дополнительные сборы, которые берут за свои услуги участвующие в этой цепочке посреднические структуры. В результате цена оформления земельного участка в собственность может достигать нескольких десятков тысяч рублей. Кстати, госпошлина за регистрацию земельного участка в рамках амнистии с 29 января этого года хоть и увеличилась в два раза, но составляет всего 200 рублей.
Чтобы как-то облегчить ситуацию, с 1 марта вступают в силу поправки в законы «О государственном кадастре недвижимости» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Как рассказал руководитель Росреестра Сергей Васильев, среди наиболее значимых изменений можно отметить возможность одновременной подачи заявлений и документов на осуществление государственного кадастрового учета и проведение государственной регистрации прав, а также отмену требования об обязательном представлении на государственную регистрацию прав кадастрового паспорта земельного участка.
Сейчас для того, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок, записи о котором отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, надо сначала подать заявление о его постановке на кадастровый учет, получить кадастровый паспорт. То есть посетить наш территориальный орган Росреестра нужно было минимум четыре раза. А с 1 марта достаточно будет двух посещений, что должно значительно сократить очереди.
Кроме того, можно ли будет направлять заявление по почте. Правда, в этом случае придется выполнить ряд условий, в том числе заверить подлинность подписи заявителя на заявлении в нотариальном порядке.
Напомним, что дачная амнистия в отдельных вопросах не является бессрочной - есть ограничение по упрощенной регистрации индивидуальных жилых домов. Дачная амнистия в этой части заканчивается через пять лет.
Под амнистию попадают только те граждане, чьи права на земельные участки были приобретены до 2001 года, когда вступил в силу новый Земельный кодекс, напоминает издание.
 

Каждому дачнику — свидетельство о праве собственности  («Квадратный метр»  № 4 (316) 5 февраля - 11 февраля 2007 г.)
С того момента, как в прессе появилась информация о так называемой «дачной амнистии», граждане жили в напряженном ожидании. И вот долгожданный закон принят. Он начал действовать с 1 сентября прошлого года. Но многие до сих пор не уверены, что этот закон решит их проблемы. Сегодня юрист М2 рассказывает, чего ждать простому дачнику от новых норм.
Закон о дачной амнистии вносит изменения в действующее законодательство, чтобы предоставить людям возможность оформлять свои права на недвижимость в упрощенном порядке. По большому счету, это не новый закон, а сборник поправок в ранее принятые.
Законодатели осложнили жизнь всем, кто возвел самовольные постройки. Если раньше в соответствии с п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ разрешалось оформить права на постройку через суд (путем их признания), даже если она находится на чужом участке, то теперь эта норма отменена. По идее это должно заставить «охотников» за участками отступить. Теперь у них нет возможности закрепиться на чужой земле. Вместе с тем суд, как и раньше, может признать права на самовольную постройку за владельцем участка, причем владельца земли обяжут компенсировать неудачливому строителю все затраты. Таким образом, новинки законодательства защитили владельца земли от посягательств на его участок, но почти однозначно приговорили его к расходам. Даже если не придется выплачивать компенсацию строителю, сносить незаконно возведенное строение придется за свой счет.
Чтобы не ходить два раза
Безусловно, хорошей новостью стало то, что теперь при регистрации какой-либо сделки с недвижимостью нет надобности каждый раз предоставлять план строения или кадастровый план земельного участка. Регистрирующие органы раньше принимали только оригиналы этих документов. Соответственно, для регистрации каждой сделки требовался новый план, получение которого отнимало много времени. Теперь, если документы уже представлялись и объект недвижимости не претерпел никаких изменений, можно обойтись без плана. Но если раньше при регистрации возведенной постройки не требовалась проектная документация (при условии строительства на своем участке), то теперь ее надо предоставлять.
Пристальное внимание законодателей привлек вопрос регистрации прав на землю и постройки. Согласно принятым изменениям, для регистрации прав достаточно представить документ, который устанавливает права на земельный участок, с приложением кадастрового плана. Для регистрации прав на дом необходимо предоставить документы на землю и декларацию на постройку, которая подтверждает факт ее создания. В декларации указываются все сведения о постройке (адрес, площадь и пр.). Что касается жилых домов, то факт их создания подтверждается либо техническим паспортом, либо разрешением на строительство (если речь идет о незавершенном объекте).
Новое — хорошо измерeнное старое
Также обновлены нормы, посвященные уточнению размеров земельных участков. В соответствии с последними изменениями для внесения уточненных данных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) достаточно заявления заинтересованного лица (правообладателя) и документа, содержащего описание недвижимости (план, кадастровый план и пр.). Уточнение производится без дополнительной регистрации. Вместе с тем в законе не прописано, как в таком случае будут выдаваться новые свидетельства о праве собственности.
Предположим, собственник по документам владел земельным участком площадью 15 соток. По результатам измерений выясняется, что на самом деле размер участка составляет 16 соток. Этот факт фиксируется в кадастровом плане. По закону собственник должен обратиться в регистрирующий орган с заявлением и предоставить новые данные о площади своего участка. Поскольку в законе прямо сказано, что повторной регистрации не требуется, стоит сделать вывод, что ранее регистрация прав на участок уже производилась. Следовательно, у собственника должно быть свидетельство о праве собственности на землю. Но в свидетельстве указано расположение участка и его площадь. Таким образом, без выдачи нового свидетельства при уточнении данных не обойтись.
Кроме того, остается неясным, что будет служить основанием для выдачи свидетельства. Сама по себе выдача свидетельства не означает осуществление регистрационных действий, но и оснований для выдачи документа с уточненными сведениями тоже нет. Видимо, эту проблему решат за счет разработки новой формы заявлений или простого обмена одного свидетельства на другое. Последнее маловероятно, поскольку свидетельства печатают на бланках строгой отчетности.
Права на землю зарегистрируют даже в том случае, если сведения о площади участка в документах о его предоставлении и в кадастровом плане отличаются друг от друга. Для регистрации предполагается использовать сведения из кадастра. Логика понятна: эти данные — последние по хронологии (как указано в законе — «сведения об уточненной площади»). Но законодательство в этом случае никак не защищает права тех, чьи земельные участки уменьшены благодаря деятельности соседей. При обмере земельных участков неизбежны споры. Вот и получается, что идея хорошая, а ее воплощение — не очень.
Кому-то всегда не везет
Есть еще одно обстоятельство, которое не добавляет спокойствия. В соответствии с новой редакцией ст. 20 закона «О государственном земельном кадастре» (принятой в рамках закона об амнистии) в проведении кадастрового учета земли откажут, если уточненная площадь участка превышает ранее установленную в документах более чем на минимальный размер земельного участка. Получается, что, ограничивая захваты, законодатели неизбежно выделяют некое количество владельцев, чьи земельные угодья под амнистию не попадают.
Также законодатель предоставил шанс оформить право собственности на земельные участки, ранее предоставленные членам садоводческих или дачных товариществ. Если земля была предоставлена на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, получать решение о предоставлении земли в собственность не требуется. Но следует определить границы участка, для чего надо предоставить соответствующие документы.
Для принятия решения о передаче земли в собственность госорганам дано две недели. Впрочем, вполне вероятно, что в случае нарушений со стороны заявителей сроки вырастут.
Избавляемся от иллюзий
Как обычный владелец участка представляет себе процесс оформления земли в собственность или легализации строений? Обмерить участок, описать постройку, получить соответствующие документы на недвижимость, написать заявление в местные органы власти (при предоставлении земли в собственность), подать заявление в регистрирующие органы (для оформления прав).
Чиновники при деле
Местные власти для содействия имеют право организовывать прием заявлений, готовить документы, проводить разъяснительную работу (что особенно необходимо сейчас). Помимо этого они вправе выступать заказчиками работ по проведению территориального землеустройства, получать документы о кадастровом учете, сдавать заявления о регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, а также принимать меры по заключению мировых соглашений.
Все эти полномочия осуществляются либо по заявлению обратившегося гражданина, либо на основании выданной им доверенности. Разумеется, за умеренную плату многие чиновники будут предлагать свои услуги не только по сбору документов, но и по их сдаче для регистрации прав. Следовательно, нельзя сбрасывать со счетов вероятность появления «чиновников на пять минут» — людей, которые будут устраиваться на соответствующие должности с целью завладения чужой собственностью (действуя по доверенности) для последующей перепродажи.
Дачная амнистия пока принесла больше вопросов, чем ответов. Чиновники на местах, как и раньше, могут многое, но только если очень сами того захотят. А если не захотят, то и амнистии в отдельно взятом районе не будет. Как и в случае с другими новыми законами, для определения полезности и применимости закона на практике нужно ждать еще минимум полгода. Остается уповать, что за это время все бюрократические недочеты будут устранены.
Иван КУПРИЯНОВ

 

ОФОРМЛЯЕМ ДАЧУ В СОБСТВЕННОСТЬ («Недвижимость & Цены» № 30, июль 2006 г.)
Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» был подписан Президентом РФ 30 июня 2006 года. А 7 июля документ опубликовала «Российская газета» — официальный источник законодательного органа нашей страны. Наименование его сложное и трудно запоминающееся, возможно, поэтому в народе и в прессе закон уже окрестили дачной амнистией. Такое название нормативного акта неслучайно и следует из его содержания. Попытаемся разобраться, какие проблемы сможет решить принятый закон, а какие нет.
Шесть соток на глазок
В первую очередь 93-ФЗ упростит порядок оформления дачной недвижимости. Это земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также объекты завершенного и незавершенного строительства, расположенные на данных наделах. Понятно, что речь идет о дачных домиках, огородах, коттеджах, сараях, гаражах, банях и т. д.
В большей степени закон коснется земельных участков, полученных несколько десятков лет тому назад, когда единообразный учет земли не проводили и надлежащий контроль распределения земли на всей территории страны государственные органы не осуществляли. Долгое время подобные объекты недвижимости местные власти предоставляли гражданам без указания точных размеров земельного участка, без необходимых правоустанавливающих документов. Вот простой и довольно типичный пример большинства дачных историй.
Правление завода приняло решение выделить работнику шесть соток. В то время участки нарезали, как говорится, на глаз. А по прошествии 20 лет выяснили, что фактически участок занимает не шесть, а, предположим, 6,7 сотки земли. Встал вопрос об оформлении в собственность этого земельного участка и возведенной на нем недвижимости (дачный домик, баня и гараж). И тут начались проблемы. Лишние 0,7 сотки квалифицировали как самовольный захват земли, а строительство бани как самовольную постройку. И к тому же в качестве правоустанавливающего документа фигурировало только решение правления завода. Обратился человек в регистрирующий орган и получил отказ: необходимых по закону правоустанавливающих документов на земельный участок нет, геодезическая съемка показала наличие излишков земли, а значит, оформить участок и все остальное в собственность невозможно. И единственный способ подтвердить факт владения недвижимостью — судебное решение. Кто хоть раз судился, знает, что разбирательство самого простого на первый взгляд вопроса может потребовать существенных материальных затрат и грозит затянуться на долгие месяцы. Примерно такая ситуация с оформлением существует и сейчас. Что же предлагает законодатель?
Документам — правовой статус
Согласно закону основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок являются любые документы, подтверждающие факт получения им данного земельного надела или права на него. Это акты, свидетельства, выписки из хозяйственной книги, справки и многое другое, то есть все, что когда‑либо имело юридическую силу. Закон предъявляет к ним единственное требование — чтобы выданы они были тем государственным органом, который был уполномочен на это действующим в то время и в том месте законодательством. Данные бумаги законодатель поставил в один ряд с такими правоустанавливающими документами, как справка БТИ, договор дарения, завещание, свидетельство о праве собственности, и придал им равную юридическую силу. В законе сказано, что истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок не допускается.
Участок — в собственность
Нужно отметить, что новый нормативный акт устанавливает единственную форму владения земельным участком — собственность. И неважно, обладал ли прежде гражданин землей на основании права пожизненного наследуемого владения или права бессрочного пользования, теперь надел можно зарегистрировать как частную собственность и получить зеленое свидетельство. Если в имеющемся документе на земельный участок вообще не указано право, на основании которого он предоставлен владельцу, или нельзя определить вид этого права, все равно приватизация земельного участка возможна. Единственным исключением являются случаи, когда это запрещено федеральным законом. Например, земли особо охраняемых природных территорий, земли специального назначения, занятые объектами обороны и безопасности, не могут быть приватизированы гражданами на основании Земельного кодекса РФ, по своему статусу приравненного к федеральному закону.
Излишки — узаконить
Новый закон наконец‑то решил наболевший вопрос, связанный с излишками земли, когда занимаемый участок фактически оказывается больше тех численных показателей, которые содержатся в правоустанавливающих документах. И здесь законодатель пошел навстречу владельцам. Регистрацию прав можно проводить и в случае, если площадь участка в правоустанавливающем документе отличается от указанной в кадастровом плане. Именно на основании данных последнего производят описание участка в ЕГРП. Больше не нужно ломать голову, где взять документы на «лишнюю часть» участка. Никакие документы не понадобятся, если излишек земельного надела не превышает минимальный размер, установленный правовым актом субъекта Российской Федерации для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. При таких обстоятельствах участок зарегистрируют в существующих границах, если, конечно, соседи не будут против.
Право товарищей на самоопределение
Особый порядок предоставления и оформления земельных участков предусмотрен законом для садоводов, огородников и дачников, вступивших в некоммерческие объединения (садоводческие товарищества и дачные кооперативы). Подобные общества стали образовываться в нашей стране в 1998 году после вступления в силу Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Товарищество приобретало у муниципалитета или государства большую территорию земли, которую затем распределяли между индивидуальными землепользователями. Когда гражданин вступал в такое объединение, ему предоставляли надел в размере, предусмотренном проектом застройки территории или иным распределительным документом. Естественно, право собственности на каждый участок не оформляли и, как правило, никаких бумаг на отдельный дачный надел у садоводов не было.
После вступления в силу закона «о дачной амнистии» гражданин, являющийся членом подобного некоммерческого объединения, имеет право приватизировать земельный участок, которым он уже владеет и пользуется, причем бесплатно. Оформление надела будет осуществлять исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Процедура значительно упрощена: владелец самостоятельно делает описание границ своего участка и удостоверяет его в правлении товарищества, после чего обращается в вышеуказанные органы с заявлением, к которому прилагает эти два документа и, конечно, кадастровый план участка. Отказать ему в регистрации не имеют права, за исключением случаев, когда федеральным законом наложен запрет на отчуждение земли.
Декларация и технический паспорт
Кроме того, закон вводит еще один новый инструмент, упрощающий процедуру регистрации, но уже не земельных участков, а строений, находящихся на них. Речь идет о декларации. Ее самостоятельно заполняет гражданин, желающий оформить строение в собственность. Декларацию придется оформлять на дачные и садовые домики, гаражи и иные объекты недвижимого имущества, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не нужно разрешение на строительство и реконструкцию. Форма декларации в настоящее время еще не разработана. Однако известно, что в нее должны быть включены сведения о местоположении (адресе) строения, его виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (в том числе подземных), годе возведения, о материалах наружных стен объекта недвижимого имущества, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором объект расположен. Перечисленных документов должно быть достаточно для государственной регистрации строения, стоимость которой снижена с 500 до 100 руб.
Для оформления объекта индивидуального жилищного строительства необходимо представить в регистрирующий орган технический паспорт и разрешение органа местного самоуправления на ввод данного объекта в эксплуатацию. До 1 января 2010 года технический паспорт будет единственным документом, подтверждающим факт его возведения на земельном участке и содержащим описание постройки. Над созданием формы нового технического паспорта, также как и декларации, уже работает Правительство РФ.
Их использование должно не только в значительной степени упростить процедуру регистрации права собственности на недвижимое имущество, но и избавить людей от бюрократизма и чиновничьего произвола.
Вопрос с межеванием не решили
Безусловно, «дачная амнистия» делает большой шаг вперед в деле закрепления прав собственности на землю.
Но по крайней мере один принципиально важный вопрос депутатам на данный момент решить не удалось. По‑прежнему остается сложной, многоэтапной, утомительной для простого человека процедура межевания. Однако уже скоро многие из нас ощутят реальную экономию средств семейного бюджета. Связано это с тем, что в законе указано: государственные органы на местах, то есть в субъектах Федерации, могут своей властью устанавливать предельные расценки на услуги межевания. Всем известно, что в настоящее время этим занимаются коммерческие структуры, которые искусственно накручивают цены, получая с этого сверхприбыли. Многие землевладельцы сознательно не идут на приватизацию своей земли, поскольку стоимость землеустроительных работ в некоторых сельских районах подчас приближается к цене самого участка. Не лучше обстоят дела и в крупных губернских городах. Человек, вынужденный считать каждую копейку, вряд ли в таких условиях станет заниматься регистрацией прав на недвижимое имущество. Будет продолжать пользоваться землей как раньше, стараясь не думать о завтрашнем дне.
Остается только надеяться, что новый закон сможет изменить положение вещей в лучшую сторону. Ведь по большому счету, приняв его, государство лишь устранило некоторые препоны и проволочки, которые само ранее и создало для людей.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2006 года.
Елена НОВИКОВА

 

ЗАКОН О ДАЧНОЙ АМНИСТИИ. КОГО ПРОСТИЛИ? («Недвижимость & Цены», сентябрь 2006 г.)
Документ, вносящий изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и другие правовые акты, вступил в силу 1 сентября. В народе его прозвали дачной амнистией, поскольку он позволил гражданам оформлять по всем правилам их участок или домик вне зависимости от комплектности имеющихся документов, за исключением ряда случаев.
Долгожданный закон ввел упрощенный порядок регистрации прав собственности на полученные ранее земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, для огородничества, садоводчества и индивидуального жилищного строительства. До 1 сентября граждане пользовались этими наделами на правах пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования или в соответствии с выданным свидетельством, распоряжением муниципальных органов, а также иным документом, устанавливающим права граждан на землю. Помимо этого амнистируют и постройки, возведенные на таких участках. Долгие годы владельцы формально незаконных сооружений не могли официально зарегистрировать их, а значит, не вправе были совершать сделки со своим недвижимым имуществом.
По мнению экспертов Центрального агентства недвижимости Санкт-Петербурга, принятый нормативный акт оживит рынок купли-продажи загородных домов и участков, позволит реализовать ранее «мертвые» объекты. Выиграют от этого и собственники, и инвесторы, ведь закон решает проблему земельных наделов, продажа которых ранее была невозможна из‑за их неопределенного статуса. Много раз компании-застройщики сталкивались с ситуацией, когда на территории, отведенной для строительства поселка, уже находились участки, принадлежащие частным лицам, но не предназначенные для продажи. Случалось, такие вопросы решали и не совсем легальным путем. Новый документ должен направить все в законное русло.
Своя земля по праву
Для оформления прав собственности на земельные наделы, подпадающие под дачную амнистию, в отделение Федеральной регистрационной службы (ФРС) необходимо принести заявление, а также документы, на основании которых земельный участок находится в пользовании гражданина:
решение, постановление либо другой документ, выданный органом государственной власти (администрацией муниципального образования);
выписку из похозяйственной книги или иного документа, устанавливающего права гражданина на данный земельный надел.
Помимо этого в ФРС нужно представить кадастровый план участка — без него стать собственником земли, увы, не получится.
Вопреки распространенному заблуждению при расхождении сведений о площади участка в кадастровом плане и в постановлении органа власти (или другом документе, подтверждающем права на надел) ФРС все равно обязана осуществить регистрацию. Если в ней откажут, надо обращаться с жалобой в вышестоящие инстанции.
К сожалению, новый закон не решил проблему «домов у воды». Как известно, еще остались земельные участки (с находящимися на них объектами недвижимости или без таковых), право собственности на которые не было зарегистрировано до 1 сентября 2006 года. По мнению риелторов, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области подобных наделов уже практически нет (владельцы коттеджей у рек и озер давно позаботились об оформлении документов на занимаемую землю), но исключения встречаются.
Нужно иметь в виду, что регистрации не подлежат участки, которые относятся к категории особо охраняемых: те, что находятся на территории водоохранных зон, памятников природы, заповедников и некоторых объектов Вооруженных сил РФ.
Как узаконить постройки
Регистрация права собственности на участок и на строения, расположенные на нем, — разные процедуры. Однако подавать документы можно как общим пакетом, так и отдельно. В последнем случае начинать надо с земельного надела.
Для оформления права собственности на объекты недвижимости, которые расположены на участках, предназначенных для ведения дачного хозяйства или ИЖС, помимо заявления необходимо представить в ФРС:
документ, подтверждающий факт создания объекта (декларация или технический паспорт объекта), и разрешение на его ввод в эксплуатацию;
правоустанавливающий документ на земельный надел, где расположено указанное строение.
По закону, для регистрации права собственности на созданный объект недвижимости нужно также принести кадастровый план земельного участка. Но для садоводов и дачников есть исключения. План не требуется, если:
надел предназначен для ведения дачного или садоводческого хозяйства, и в ФРС представлен документ от правления садоводческого или дачного некоммерческого объединения, удостоверяющий, что постройка расположена в пределах границ земельного участка;
для строительства или реконструкции объекта не нужно разрешение;
земельный надел предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, и в ФРС представлен документ от органа местного самоуправления муниципального образования, подтверждающий, что недвижимое имущество расположено в пределах границ земельного надела.
Огорчены будут домовладельцы, которые, не имея на руках никаких документов, удостоверяющих права собственности на возведенное строение, попытаются зарегистрировать его. Без декларации, подтверждающей создание данного объекта на дачном или садовом наделе (только если согласно законодательству РФ для такого строительства не требуется разрешение), оформление не состоится.
Тем, кто желает стать собственником дома или другого строения, которые находятся на выделенном для ИЖС участке (при условии, что он расположен в черте поселения и предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), нужен иной пакет документов. Понадобится технический паспорт объекта и разрешение на его ввод в эксплуатацию.
Игорь СИЛКИН, руководитель юридического отдела Центрального агентства недвижимости (Санкт-Петербург)

Кому и чем поможет «дачная амнистия»
(«Комсомольская правда».  18.07.2006)
Закон, упрощающий оформление прав граждан на загородную недвижимость, а также индивидуальные постройки в городах, принят и подписан президентом. Вступает в действие он с 1 сентября.
К этой дате власти должны принять некоторые подзаконные акты, необходимые для выполнения закона. А граждане уже могут начинать готовить и собирать документы, которые нужны для оформления прав на недвижимость.
Как теперь узаконить самовольную постройку

«Дачная амнистия» упрощает как легализацию домов и других построек, возведенных на садовых и дачных земельных участках, так и узаконивание домов, построенных на участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
1. Чтобы оформить право собственности на гараж, домик или строение вспомогательного назначения (хозблок, беседка и т. п.), возведенные на садовом или дачном участке, достаточно будет самостоятельно составить декларацию о постройке. В нее вы вписываете адрес, вид (название), назначение, площадь постройки, год ее создания, материалы наружных стен, сведения о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровый номер земельного участка, на котором находится строение.
Форма бланка для составления такой декларации будет утверждена официально. Ожидается, что этот документ появится к 1 сентября, когда вступит в силу «дачная амнистия».
Кроме декларации, в Росрегистрацию надо будет предъявить:
правоустанавливающий документ на участок, на котором находится постройка.
Обратите внимание: если вы оформляли свои права на участок в 1999 г. и позднее, когда была введена современная система госрегистрации прав на недвижимость, то предъявлять правоустанавливающий документ не требуется. Это «освобождение» действует для тех, кто имеет современное свидетельство о государственной регистрации права собственности на участок (бланк зеленого цвета);
кадастровый план участка.
От предоставления этого документа освобождаются следующие группы счастливчиков:
а) имеющие современный правоподтверждающий документ на участок (см. выше);
б) владельцы садовых или дачных участков, которым правление товарищества (кооператива) выдало документ, подтверждающий, что их постройка расположена в пределах границ соответствующего участка.
2. Для оформления права собственности на дом, построенный на участке для ИЖС либо на приусадебном земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), нужен технический паспорт постройки, составленный БТИ. Ни разрешение на строительство, ни акт о вводе в эксплуатацию не требуются.
Однако имейте в виду:
отмена получения разрешения на ввод в эксплуатацию сохраняется до 1 января 2010 г.
если строительство дома началось после введения в действие нынешнего Градостроительного кодекса (30 декабря 2004 г.), то разрешение на строительство необходимо.
Оформляем права на землю
Эта тема актуальна для тех, у кого нет документов о праве собственности на земельный участок. Обновленное законодательство помогает стать собственниками в упрощенном порядке в двух ситуациях.
1. У вас есть документ о том, что участок принадлежит вам на праве пожизненного наследуемого владения либо на праве постоянного (бессрочного) пользования, или документ, в котором ваше право на участок конкретно не названо («неопределенное» право).
В этих случаях закон автоматически наделяет вас правом собственности на участок.
Чтобы получить правоподтверждающий документ - свидетельство о государственной регистрации права собственности, - нужно обращаться в Федеральную регистрационную службу (Росрегистрация).
Однако имейте в виду: для регистрации права потребуется описание участка, которое содержится в кадастровом плане. Этот план выдает подразделение Роснедвижимости по месту нахождения участка. Если в госземкадастре, по данным которого составляется план, не хватает сведений о вашем землевладении, то сначала придется провести землеустроительные работы, в том числе межевание для определения местоположения границ участка.
2. Вы владеете участком в садоводческом, огородническом, дачном товариществе или кооперативе. Документов о каких бы то ни было правах на участок у вас нет вообще. Есть лишь книжка садовода или другая справка, подтверждающая членство в товариществе (кооперативе).
Закон позволяет бесплатно приобрести участок в собственность. Для этого нужно обратиться в местную администрацию и предоставить следующие документы:
заявление о приобретении участка в собственность;
проект организации и застройки территории товарищества (кооператива). Прежнее законодательство именовало этот документ «генпланом товарищества»;
описание местоположения границ участка, подготовленное заявителем, т. е. самим владельцем участка;
заключение правления товарищества (кооператива), подтверждающее, что участок закреплен за вами и что составленное вами описание границ (см. выше) соответствует действительности.
В течение двух недель после подачи необходимых документов местная администрация должна принять решение о предоставлении участка вам в собственность. С этим решением нужно будет обратиться в Росрегистрацию для государственной регистрации права собственности.
Благодарим за содействие в подготовке материала зам. руководителя Контрольно-правового управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Светлану ТЕСНИЦКУЮ.
 

Федеральный закон о “дачной амнистии”. Будет легче собирать налоги Ведомости». Приложение "Недвижимость. Жилой фонд" 10.07.2006, №124 (1651))
Российские дачники и садоводы лишены реальной возможности распоряжаться своим имуществом — например, не в состоянии осуществить продажу или передачу по наследству дачного домика, которым они фактически владеют уже много лет. Причиной тому являются сложные и длительные процедуры оформления землеустроительных дел, подготовки кадастрового плана, межевания и, наконец, государственной регистрации права собственности на землю или дачу. Подобные хождения по мукам длятся долгие месяцы, а затраты даже на официальное оформление составляют не менее 30 000 руб.
Президент России еще в 2005 г. в послании к Федеральному собранию поручил кардинально упростить систему регистрации и легализации прав на объекты недвижимости и уменьшить обязательные расходы.
Но проект федерального закона о “дачной амнистии”, принятый в марте 2006 г. в первом чтении, по сути, никак не упрощал сложившийся порядок регистрации и поэтому сразу подвергся жесткой критике. В итоге первоначальная редакция была изменена почти на 90% и принята во втором чтении Госдумой 9 июня 2006 г. Окончательное, третье чтение законопроект прошел в Государственной думе 16 июня 2006 г., причем при необходимых 226 голосах за документ проголосовали единогласно все 429 депутатов. В случае одобрения законопроекта Советом Федерации и подписания президентом новый нормативно-правовой акт вступит в силу 1 сентября 2006 г., за исключением статьи 6, устанавливающей уменьшение размера платы за государственную регистрацию права собственности на землю.
Касаясь существа проекта, следует признать, что по сравнению с первоначальной редакцией, которая была разработана правительством, “дачная амнистия” действительно стала более либеральной.
Закон распространяет свое действие на регистрацию земли, которая была предоставлена до введения Земельного кодекса, а также участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Во-первых, по новому закону для регистрации собственности будет достаточно предоставить любой документ, подтверждающий права на земельный участок. Признаются любые акты государственных органов или органов местного управления любой давности о предоставлении земельного участка. Если вообще нет никакого документа, будет приниматься выписка из хозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок.
Если садовый или дачный участок не имеет кадастрового учета, то его придется оформить в любом случае. Если результаты межевания и данные кадастрового учета не совпадут с документами, которые имеются у граждан, собственность будет зарегистрирована в соответствии с данными кадастрового учета.
Во-вторых, существенным моментом определения границ земельного участка является то обстоятельство, что при отсутствии спора по границе участка с соседями теперь не надо будет обращаться в суд для оформления изменившихся со временем границ. Для регистрации права на участок владельцу всего лишь потребуется в правлении своего садоводческого товарищества получить выписку из хозяйственной книги об отсутствии претензий.
Если занимаемый земельный участок оказался большим по площади, чем указано в правоустанавливающих документах, позволяется оформить и эти излишества. Для этого необходимо согласовать границы с соседями, самим кооперативом или муниципалитетом, в случае если участок граничит с общественными землями. Но такую дополнительную площадь участка можно будет зарегистрировать лишь в том случае, если из него фактически невозможно сформировать самостоятельный земельный участок с учетом его целевого назначения и разрешенного использования. Анализ изложенных норм подсказывает, что наравне с облегчением процедуры регистрации практика применения закона может сопровождаться массовым самовольным захватом земель, в том числе за счет соседских площадей, что неминуемо приведет к многочисленным судебным тяжбам.
Еще одно из важнейших нововведений законопроекта — возможность легализации незаконных построек не через суд, как сейчас, а по заявлению в органы местного самоуправления при наличии документа о праве собственности на землю. Федеральные суды будут освобождены от рассмотрения тысяч дел о признании прав собственности на самовольные постройки и реконструкцию. Разрешительный порядок регистрации прав на садовые домики, дачи, гаражи и бани с вступлением в силу закона будет заменен механизмом декларирования. Права на соответствующие объекты недвижимости теперь можно будет зарегистрировать без обращения в БТИ в заявительном порядке на основании декларации, в которой гражданин должен указать кадастровый номер земельного участка и количество квадратных метров.
Вместе с тем законопроект имеет ряд пробелов в разграничении понятий “дачный”, “садовый дом” и “дом капитального строительства”. Поэтому шикарный многоэтажный особняк может быть вполне зарегистрирован за “отдельную” плату в качестве дачного домика, а пенсионер, претендующий на государственную регистрацию права на дачный домик, может быть направлен для проведения технического учета в БТИ по причине того, что именно его небольшая постройка является объектом капитального строительства. Без всяких сомнений, указанный недочет закона нужно устранить, так как последствия для многих незащищенных слоев населения могут быть плачевными.
Следует также отметить, что закон о “дачной амнистии” предусматривает снижение размера платы за регистрацию объектов недвижимости с 500 до 100 руб. Однако указанная норма закона вступит в силу только с 1 января 2007 г. Впрочем, как уже отмечено, не размер платы в 500 руб. является на сегодняшний день основным препятствием в регистрации прав.
Еще одно новое правило законопроекта дает право нотариусам представлять интересы владельцев земельных участков и дач при оформлении и регистрации прав, в том числе сдавать документы своих клиентов в регистрирующие органы. Конечно, обращение к нотариусу должно выступить дополнительной гарантией юридически грамотного оформления необходимых документов по фиксированной цене. Однако такая забота со стороны законодателя наверняка проявлена не без заинтересованности органов нотариата, поскольку по закону владелец недвижимости вправе выдать доверенность на осуществление тех же действий любому юристу — не обязательно нотариусу. При этом гражданин, возможно, обойдется меньшими затратами, чем оплата услуг нотариуса по его ставке.
Везде в цивилизованном мире и земля, и недвижимость должны быть зарегистрированы, так как от этого зависит сбор соответствующих налогов. Инициаторы законопроекта и не скрывают, что это являлось одной из главных целей кампании по выводу из тени нынешних дачных “нелегалов”.
Регистрируя свой объект недвижимости, следует помнить о том, что помимо земельного налога вы также платите налог на имущество физических лиц, а в скором будущем — и налог на недвижимость. Сегодня в России действуют щадящие ставки соответствующих налогов. Однако не исключено, что после регистрации гражданских прав на земельные участки и постройки законодатель будет стимулировать поступления в бюджет посредством увеличения налогового бремени, и никто не поручится, что в будущем россиянам не придется избавляться от “лишней” загородной недвижимости из-за непосильных налогов. Таким образом, вероятно, новый законопроект является подготовительным этапом к масштабному пакету законопроектов по введению в России налога на недвижимость.
В будущем закон также может быть использован государством для решения жилищной проблемы, существующей на сегодняшний день, т. е. собственники могут быть ограничены в улучшении жилищных условий. Проблемы обеспечения жильем решаются легче, когда имеешь дело с собственниками недвижимости — особенно земли.
В заключение нужно напомнить положения Гражданского кодекса РФ и закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, согласно которым запись в государственном реестре прав на недвижимое имущество и соответствующее свидетельство являются единственными доказательствами существования права. Следовательно, при всех прочих “за” и “против” регистрацию прав на землю и дома следует признать необходимой прежде всего для самих граждан. Ведь только после регистрации они смогут свободно распоряжаться своим имуществом, в том числе продавать, сдавать в аренду, передавать по наследству и т. п.
Сергей Таран

Дополнительные материалы по теме из обзора прессы

Земельный налог («Недвижимость & Цены» № 12 (2006 г.))

Земельный участок как объект недвижимости («Недвижимость & Цены» № 14 (2006 г.))

  В оглавление раздела "Разъяснение положений некоторых законов"

НОВОСТРОЙКИ    КВАРТИРЫ    ОФИСЫ    ДАЧИ    КОТТЕДЖИ      УЧАСТКИ   ЗАРУБЕЖНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

 

Главная страница |  Услуги на рынке жилых помещений   и  нежилых помещений |   Юридические услуги |  Регистрация прав |   Наши объекты |     Карта сайта |    Ипотека

Информация о компании  |  Гостевая книга |    Доверительное управление |   Жилищная энциклопедия |   Строительство и ремонт |     Обзор прессы |   Серии типовых домов |   Загород

Новое в российском законодательстве |   Новости о недвижимости |   Районы Москвы |   Районы Подмосковья |   Веселая страничка

Поиск по сайту

PRIME REALTY    Поиск в Интернете

Rambler's Top100