Rambler's Top100 Акватория пяти морей (Газета "Ведомости" " 22.09.03)
В северном направлении по Дмитровскому шоссе тянется цепь водохранилищ, связанных Каналом им. Москвы. Вся эта огромная и сложная гидросистема, созданная в 30-е гг. прошлого века, как раз и делает российскую столицу портом пяти морей и местом не совсем безнадежным в плане отдыха на воде. Только не надо бензин и солярку сливать. Клязьменское (и его Пироговский рукав) , Пестовское, Пяловское, Икшинское, Учинское водохранилища можно назвать крупнейшим источником водоснабжения московского мегаполиса.

Кроме прогулок на собственной яхте (вот он, атрибут подлинной роскоши и престижа) есть множество других удовольствий: катера, виндсерфинг, кайтинг (тоже своего рода серфинг, только вместо паруса - парашют) , скутера, водные лыжи (для детей и "уже никаких" лыжи заменяются буксируемыми резиновыми изделиями) и парасайлинг. Даже дайвинг, хотя в клязьменской водичке редко видно дальше 1 м, зато после такого дайва нырять в любом другом месте будет легко и приятно, и многое другое с мая по октябрь (если запастись гидрокостюмом). Все это так разнообразит короткое северное лето! И так поднимает спрос и цены на участки у водохранилищ.  И так изменяет прибрежные зоны. ..
По воде плавают...
Самые близкие к Москве яхт-клубы находятся в пределах 10 км по Дмитровскому шоссе. Например, яхт-клуб "Буревестник", членом которого может стать владелец катера, яхты, мотолодки, аквабайка или снегохода, находится на правом берегу Клязьменского водохранилища в 7 км от МКАД в районе Дмитровского моста. Клуб занимает площадь 4,5 га, имеет порядка 800 м береговой полосы. "Буревестник" может принимать до 200 судов, имеет четыре эллинга, сервисные мастерские, жилые домики для членов клуба.
Рядом, в 7 км по Дмитровке, расположился еще один яхт-клуб - "Нептун", где можно научиться вождению парусных и моторных судов.
Яхт-клубы Дмитровки не ограничиваются профильными услугами и предлагают посетителям дополнительные развлечения: пейнтбол, бассейн, сауну, конные прогулки, гостиничный сервис. И эта индустрия в Подмосковье только начинает развиваться, но, по оценкам маркетологов, имеет колоссальный потенциал. Например, годовой оборот от продажи судов, сопутствующих товаров и услуг в начале 90-х гг. превысил в Великобритании $1 млрд, в Германии - $2 млрд, а в США - $12 млрд. Естественно, развивается и береговая инфраструктура по приему и обслуживанию судов и экипажей.
В условиях повышенного спроса почти все яхт-клубы быстро перепрофилируются в стоянки для дорогих катеров. "Спартак", "Труд", "Буревестник", "Аврора" (пардон, "Царь") , "Водник", "Нептун", "Адмирал" на Клязьме, недалеко от Хлебниковского моста, ГАЛС на Пироговке - из числа самых пафосных (но, надо признать, вполне удовлетворительно оборудованных). Стоянка здесь может стоить от $2000 - 3000 в год до $4000 - 5000 в месяц в зависимости от размеров и класса судна, что, впрочем, считается совершенно приемлемым, если катер стоит от 200 000 - 300 000 и выше у. е. (в последнее время это все чаще евро).
Тут же, у Хлебниковского моста, "Маркет Марин", один из первых магазинов с "водным" ассортиментом, где за серьезные деньги можно купить себе плавсредство по душе, двигатель к нему и прочее необходимое оборудование. Но можно по магазинам не ходить, катера и яхты легко найти в Интернете.
Радикально обновленный клуб в Ореховой бухте, яхт-клуб "Патриот" следуют за лидерами цен (в последнем члены клуба платят в среднем около $100 в месяц, зимой плата может вырасти). Расположенная по соседству с "Патриотом" "Чайка" тоже постепенно поднимает цены: в этом году стоянка там стоила от 10 000 руб. в год.
Дешевых мест для хранения яхт и катеров, известных ветеранам парусного спорта, становится все меньше. Обычно приемлемые для небогатых ставки запрашивают старые ведомственные яхт-клубы, но их все чаще продают предприятия-владельцы. Когда в каком-то клубе новые хозяева взвинчивают цены, яхтсмены старой формации перебираются на другую стоянку, где цены еще не так кусаются. Многие вообще гонят яхты к другим берегам - на Московское море, на Онегу, даже в Турцию, в Хорватию. Как ни странно, это зачастую дешевле, чем держать яхту на Клязьме, да и воды там побольше.
Еще функционируют несколько старых ведомственных клубов на Клязьменском водохранилище (но в некоторых из них большую лодку просто некуда поставить) , на Пестовском есть яхт-клуб "Парус". Пестово дальше от Москвы, пока меньше застроено, акватория там интересна для заядлых гонщиков - просторнее, ветренее, туда по каналу на уик-энд частенько "гуляют" пироговские яхтсмены. На Икшинском водохранилище яхт-клуб "Рассвет". Собственно, всего на ближайших к Москве водоемах существует около дюжины яхт-клубов.
Современные судовладельцы обычно на мелочи не размениваются: если яхта - то океанская, если катер - то такой, чтоб давал не меньше 30 узлов, с автопилотом, эхолотом, со всей навигацией. ..
Не совсем понятно, зачем для такой маленькой акватории такие серьезные машины - от "Труда" на Клязьме до плотины в конце Пироговского водохранилища какой-нибудь Caterpillar, "Боурайдер" или "Круизер" долетает за 7 минут. Туда-обратно - 15 минут, вот и все катание. Есть, правда, катера поменьше и подешевле - от $20 000 - 30 000, но тоже с движком не меньше 200 "лошадей", с трейлером (в принципе, такой катер можно увезти и поставить на своем участке).
Крейсерские яхты с осадкой более 2 м далеко не везде могут подходить к берегам и обычно курсируют практически по судовому ходу (что вообще-то запрещено - от Москвы до бухты Радости ходят "Ракеты" и прогулочные теплоходы) , не могут проходить под мостом или линиями ЛЭП, которые нависают над некоторыми здешними живописными бухтами. По мнению одного из владельцев яхты класса "таурус", 11-метровая лодка с осадкой 2 м - почти предел для здешних мест. Гораздо удобнее (хотя, конечно, для кого-то "маловаты будут") прогулочные швертботы (например, класса "Микро") , на которых можно подходить прямо к берегу.
Из наиболее демократичных развлечений - серфинг. Доска с парусом стоит от $500, чтобы кататься, нужны только ветер и умение держать равновесие.
Гидроциклы - модная забава, но, когда их слишком много на воде, это может стать опасным для жизни. Особенно если в седле находится человек, не умеющий управлять столь мощной техникой. Увы, чем больше коттеджей строится по берегам, тем больше лихачей на воде. К счастью, в этом году обошлось без серьезных аварий.
Государственная инспекция по маломерным судам РФ, анализируя данные Госкомстата России о гибели людей в Российской Федерации на воде в 2001 г. , отмечала, что "практически все случаи групповой гибели людей на водоемах произошли по вине судоводителей из-за несоблюдения элементарных требований Правил охраны жизни людей на воде и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах. Большая часть судов, потерпевших аварию, не были зарегистрированы или не проходили ежегодного технического освидетельствования. Многие граждане, управлявшие этими маломерными судами, не имели соответствующей судоводительской подготовки и не получали удостоверений на право управления".
. .. а еще воду пьют.
Водохранилища - это источник питьевой воды для Москвы и ряда городов ближайшего Подмосковья. Раньше по этим берегам запрещали гусей пасти и траву косить. Теперь же здесь идет активная застройка.
По данным "Мосводоканала", за период с 2000 по 2003 г. в зонах санитарной охраны (1-й, 2-й, 3-й пояса) под строительство было отведено более 850 га, в том числе в водоохранных зонах - 200 га. В Одинцовском, Истринском, Рузском, Красногорском районах вырублен лес на площади более 200 га. По словам начальника отдела эксплуатации водоисточников "Мосводоканала" Алексея Белова, несмотря на существующие запреты, главами районов и местных администраций отводятся все новые земельные участки на берегах источников питьевого водоснабжения Москвы.
Проблема в том, что существующее природоохранное законодательство обширно и запутанно. Документы с ограничениями и обременениями писались начиная с 1930-х гг. , сегодня правовое поле меняется, и уже другие требования прописаны в Земельном, Водном, Налоговом кодексах, а всего документов, где упоминается водоохранная зона, существует около 3000 (только 200 из них - в активном пользовании).
Тем не менее каждый водный объект имеет свою прибрежную защитную полосу и зону санитарной охраны, основные ограничения хорошо известны и обязательны к исполнению всеми землепользователями, землевладельцами, арендаторами. "Но в большинстве случаев эти запреты игнорируются, - говорит Белов. - Когда дом построен, снести его теоретически возможно: согласно статье 222 ГК "незаконная постройка подлежит сносу за счет лица, ее возведшего". Однако, к сожалению, юридической практики сноса пока нет".
Даже если суд, например, отменяет решение главы администрации района об отводе участка, аннулируется свидетельство о праве собственности, но человек все равно живет в доме, хотя и не может им распоряжаться - продать, подарить, завещать. В итоге беспорядочная застройка береговых территорий продолжается.
Главная проблема хаотичной застройки - отсутствие нормального инженерного обеспечения, в том числе современных систем канализации, из-за чего все "результаты жизнедеятельности" обитателей коттеджей попадают в воду. За последние три года количество сбрасываемых сточных вод увеличилось на 20% , в настоящее время за сутки около 220 000 кубометров ненормативно очищенных сточных вод от коттеджной застройки и других объектов поступает в источники водоснабжения.
Сейчас Москва и область совместно реализуют проект строительства централизованных канализационных систем в трех районах, которые наиболее подвержены антропогенной нагрузке, - Одинцовском (работы начались) , Красногорском и Мытищинском (на стадии согласования и проектирования). Идея такова: все стоки населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от водозаборов, через систему коллекторов будут поступать в главный коллектор, а оттуда - в систему канализации Москвы. Цена каждого коллектора - около $100 млн. Финансирование будет организовано "на троих": по 33% платят Москва и область, столько же даст долевое участие абонентов, которые иначе не получат ни пяди земли под застройку. "Эта схема работает, она юридически верна, - говорит Белов. - Так делается во всем мире, это самый простой способ финансирования".
Там, где нет возможности подключаться к системе централизованного канализования, согласно новым правилам, утвержденным главным санитарным врачом России, "любая новая застройка должна быть канализована при отсутствии иных возможностей на современные локальные очистные сооружения".
По данным "Мосводоканала", коттеджное строительство и активное использование маломерного моторного флота на состояние самих водохранилищ пока значительного влияния не оказали, зато негативно повлияли на тракты подачи воды, в том числе на Москву-реку. Бактериальные показатели качества воды постепенно ухудшаются. По мнению Белова, для решения проблемы в первую очередь нужно привести разрозненные законы и нормативные акты в соответствие друг с другом и с требованиями сегодняшнего дня. То, что построено, должно быть обременено, нужны нормальная инженерия и реальная ответственность за невыполнение водоохранных требований. А не 500 руб. штрафа за слив пары тонн солярки в 800 м от водозабора.
Екатерина Неретина, Алена Шевченко

НОВОСТРОЙКИ    КВАРТИРЫ    ОФИСЫ    ДАЧИ    КОТТЕДЖИ      УЧАСТКИ   ЗАРУБЕЖНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

 

Главная страница |  Услуги на рынке жилых помещений   и  нежилых помещений |   Юридические услуги |  Регистрация прав |   Наши объекты |     Карта сайта |    Ипотека

Информация о компании  |  Гостевая книга |    Доверительное управление |   Жилищная энциклопедия |   Строительство и ремонт |     Обзор прессы |   Серии типовых домов |   Загород

Новое в российском законодательстве |   Новости о недвижимости |   Районы Москвы |   Районы Подмосковья |   Веселая страничка

Поиск по сайту

PRIME REALTY    Поиск в Интернете

Rambler's Top100