Rambler's Top100 Взлетная полоса М3 (Приложение к газете "Ведомости" Недвижимость. Ноябрь.2003)
Киевская дорога - это классическая дачная трасса Подмосковья, усыпанная вперемешку рабочими поселками и садовыми участками. И совершенно оригинальная - по цене на землю: на М3 участки в 5 км и 30 км от МКАД стоят примерно одинаково. Виновник ситуации - аэропорт "Внуково", который делает жизнь большинства местных дачников слишком шумной.
Дорога в облака.
Продолжая Ленинский проспект, Киевское шоссе уходит на юго-запад через Внуково, Апрелевку, Киевский на Наро-Фоминск и Обнинск.
"В целом, - считает Александр Рыков, директор по маркетингу департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty, - это довольно обустроенная трасса и, может быть, одна из наименее загруженных, если не считать небольших задержек при въезде в Москву и у поста ГИБДД за бетонным кольцом. Ощутимые задержки ощущаются разве что в начале дачного сезона по пятницам где-нибудь в конце апреля".
Вскоре трассу ожидают радостные преобразования. Во-первых, начат ее ремонт - можно ожидать, что качество покрытия будет одинаково хорошим вплоть до Апрелевки. Во-вторых, на сентябрьском общественном совете по градостроительству при мэре Москвы был одобрен план строительства монорельсовой дороги. Она, как ожидается, может быть построена за 2,5 года и пройдет вдоль Ленинского проспекта, по четной стороне, до пересечения с МКАД, а затем вдоль шоссе, ведущего в аэропорт. Планируется построить четыре станции: Тропарево, Румянцево, поселок Московский и конечная - Внуково. Задача проекта ясна: необходимо решить проблему быстрого трансферта пассажиров аэропорта, которых ежегодно проходит через "Внуково" около 3 млн (а шум самолетов ощутим на расстоянии до 25 км от МКАД). В будущем загрузку аэропорта планируется увеличить вдвое - до 6 млн человек. По мнению Рыкова, если эти планы будут осуществлены, нагрузка на Киевское шоссе возрастет, да и уровень шума в районе расположения аэропорта значительно увеличится.
Земля и небо.
Соседство трассы с аэропортом не только увеличивает загрузку дороги и создает шумовой дискомфорт местных дачников, но и влияет на цены рынка загородной недвижимости и земли. В то время как на всех подмосковных направлениях цены на землю при прочих равных условиях тем ниже, чем дальше от Москвы, на Киевской дороге это правило не работает. По словам Рыкова, здесь цены на землю сравнительно ровные и практически одинаковы на протяжении 40 км от МКАД. Причем на расстоянии менее 25 км земля даже дешевле! По данным Penny Lane Realty, сейчас оптовые цены на участки Киевской трассы доходят до $4000 за сотку, а розничные - до $9000.
Однако Сергей Елисеев, директор по маркетингу компании "Инком-Недвижимость", оценивает землю Киевской трассы гораздо ниже. По данным "Инком-Недвижимости", стоимость земли в радиусе до 35 км от МКАД колеблется от $1000 до $4500 за сотку в зависимости от удаленности, наличия коммуникаций и их состояния, ландшафта и окружения. Далее 35 км от МКАД стоимость земли составляет $500 - 600 за сотку. Наиболее дорогие участки расположены, как правило, в стародачных поселках (Кокошкино в 20 км от МКАД, Крекшино в 24 км, Апрелевка в 32 км, Алабино в 35 км).
На вторичном рынке самые дешевые участки можно приобрести по цене до $500 за сотку (в поселках Первомайский, Алабинский, Крюковский, Петровский). Дороже - $1000 - 2000 за сотку - земля стоит в районе Наро-Фоминска и совсем дорого (до $3000 - 5000 за сотку) - близ Апрелевки и Кокошкина.
Новые дачи.
С весны до осени население Наро-Фоминского района увеличивается в несколько раз (от 1,5 до 3 в разных округах). Это неудивительно, учитывая, что больше 70% всех дачных и садовых участков принадлежат москвичам.
На расстоянии до 25 км от МКАД коттеджная застройка имеет преимущественно дачный характер с отдельными строениями довольно высокого качества, есть несколько поселков класса С, считает Рыков из Penny Lane Realty. Наибольший же интерес представляет зона, расположенная между 25-м и 40-м км от МКАД, лишенная влияния шума самолетов.
Наилучшими среди здешних поселков Рыков считает Фрунзовец, Глаголево и Станколит. "Причем Станколит (или ЖСК "Тигона") является, может быть, самым качественным, - говорит Рыков. - Поселок расположен в 36 км от МКАД в лесу. Это тупиковая дорога, ведущая только к поселку. В поселке 29 домов площадью от 300 до 600 кв. м на участках от 25 до 50 соток. Строительство поселка вели два подрядчика, поэтому архитектурные решения домов не противоречат друг другу. Кроме жилья в поселке есть спортивная и детская площадки и небольшой магазин. В общем, все, что нужно для жизни". Застройка поселка началась в 2000 г. Сейчас здесь нет ни одного свободного участка и достраиваются последние дома. Цены домов на вторичном рынке - от $2000 до $3000 за 1 кв. м.
Чуть дальше, за 40-м км от МКАД, строится дачный поселок "Киевское" (вблизи деревни Ожигово). По словам Натальи Сотниковой, руководителя отдела маркетинга компании "Комстрин", покупателям здесь предлагается земля по цене $1700 - 2400 за сотку с подрядом на строительство дома. Сейчас, по словам Сотниковой, продано 50% участков.
Баран, белая "Волга", 12 дверей.
На 30 - 50-м км от Москвы по Киевской трассе, если съехать с дороги и углубиться в природу по проселочным дорогам, можно найти немало старых поселков. Деревни соседствуют с участками садовых товариществ с обязательным прудом или даже речкой, лесочком или разваленным зданием фермы.
Кстати, киевские поселки всегда были известны именно крепкими "животноводческими" и "сельскохозяйственными" корнями. Что ни деревня, то рядом птицефабрика, коневодческая ферма или на худой конец коровник. А местные жители еще 7 - 10 лет назад держали свиней, гусей, овец и коз. Сейчас, конечно, многие свое хозяйство продали. Но истории остались и до сих пор передаются из уст в уста.
Есть в 40 км от Москвы чудесная деревенька - Бараново. И всего-то в ней 30 дворов, среди которых через дом - летние дачи. Но дюжина старожилов, настоящих деревенских хозяев, жила здесь круглый год. И посему хозяйством обрастала немалым: картошку гектарами засевали, самогон в 10-литровых бутылках в огороде закапывали, скот и птицу держали - все честь по чести. Для москвичей-дачников, в изобилии снимающих здесь дома на лето, это поначалу было непривычно, но они быстро научились пользоваться прелестями натурального хозяйства и доставлять по сходной цене к своему столу свежие ягоды, молоко, яйца и даже мясо.
Как-то дождливым летним утром въезжает в деревню по разбитой дороге белая "Волга" (в начале 80-х гг. , понятно, явление в деревне незаурядное). Из нее выходят растерянный таксист и чернокожий пассажир в ослепительно белом костюме. Услужливо придерживая зонт над курчавой головой иностранца, водитель начинает обходить с ним деревенские дворы. Останавливается у каждой калитки и остолбеневших от такого явления хозяев просит: "Продайте ему барана! Он такие деньжищи заплатит! Три часа уже ездим - шашлык ему подавай! " Но несмотря на название деревни, которое, видимо и внушило некие надежды гостям, баранов в Баранове не было. Так случилось. .. Козы, куры, свиньи и даже коровы - пожалуйста, но вот бараны. .. Хотя сразу после этого случая самый предприимчивый местный житель (его дом был первым на въезде в деревню) сделал из 12 старых дверных блоков загон и завел там с десяток овец и баранов и у дороги повесил табличку: "Свежая баранина". Воистину спрос рождает предложение.
Городки-банкротики.
Основная жизнь Киевской трассы по-прежнему проходит в районах, где близ построенных предприятий образовывались рабочие поселки. Самый крупный из них - нынешний Наро-Фоминск возник в 1840 г. как поселок при прядильной фабрике. Уже в 1925 г. поселок стал одним из крупных промышленных центров Подмосковья с населением около 16 000 человек и получил статус города.
Местный шелковый комбинат (бывший "Нарфомшелк") - крупнейшее предприятие в Подмосковье и градообразующее для Наро-Фоминска. Сейчас он переживает не лучшие времена: предприятие объявлено банкротом и на ЗАО "Нарфомтекстиль" введена процедура конкурсного производства. Как одна из вероятных рассматривается возможность приобретения наро-фоминского комбината столичным предприятием "Красная роза" (здание которого сейчас перестраивается под офисный центр).
Несмотря на тотальную безработицу из-за закрытия фабрики, город, похоже, начинает восстанавливаться. В 2003 г. , впервые за последнюю пятилетку, резко (больше чем на 50% ) вырос объем строительства жилья. Все новостройки - инвестиционные проекты продажи жилья, но администрации города удается отстоять свои 9 - 12% квартир, переходящих в муниципальную собственность. В 2002 г. здесь заселили два многоэтажных дома на ул. Маршала Жукова (инвесторы - ОАО "Нарострой" и фирма "Рузский дом") , разноуровневый дом в Верее. В начале 2003 г. был сдан долгострой на ул. Маршала Жукова, 13, готовится к сдаче многоэтажка на ул. Луговой.
Центр жизни другого "опорного пункта" Киевской трассы, Апрелевки, - знаменитый в советские времена завод грампластинок. Первую пластинку апрелевская фабрика выпустила еще в 1910 г. Сейчас завод тоже обанкротился и большая часть его площадей сдана в аренду другим предприятиям, которые производят вермишель и носки. Пластинки здесь пока тоже делают, но только сувенирные и в очень ограниченных количествах. Тем не менее желающих поселиться в этом тихом, недорогом, но сообщающемся с Москвой городе немало. Сейчас здесь планируется построить элитный (! ) жилой микрорайон С многоуровневый комплекс вблизи ул. Горького. Предполагается, что проект обойдется примерно в $75 млн.
Еще один местный центр - поселок Киевский, созданный в 1974 г. как рабочий поселок для железнодорожников станции Бекасово-Сортировочная. В первое время рабочие жили в вагонах, а с годами стали переселяться в квартиры. Сегодня здесь живут более 8500 человек.
Кони, белки и харчо.
Инфраструктура этих городов и поселков служит не только их постоянным жителям, но и тысячам приезжающих сюда летом на выходные дачников и обитателей местных коттеджных поселков, в которых только с недавнего времени стали развиваться собственные кафе, магазины, спорткомплексы.
Развлечения до сих пор не радуют изобилием отдыхающих на киевских фазендах. Можно, например, покататься на лошадях. В сентябре у деревни Ботаково открылся конно-спортивный комплекс ЗАО "Иппо". Сейчас здесь живут 32 лошади, из них девять С клубные, у остальных есть собственные хозяева. В комплексе проводят тренировки спортсмены-профессионалы, но возможность позаниматься есть и у всех начинающих и продолжающих от мала до велика.
Можно поужинать в одном из местных кафе. Судя по разведданным, они весьма недорогие. Так, цена обеда из салата из капусты, харчо, плова и чая в дневное время в одном из наро-фоминских ресторанов - 48 руб. В городской частной столовой оливье стоит 12 руб. , а эскалоп - 36 руб.
Тем же, кто предпочитает питаться свежей дичью, можно посоветовать попробовать поохотиться в местных лесах. В Наро-Фоминском районе таких любителей больше 1500 человек (столько членов в местном обществе охотников и рыболовов). Удовольствие это по кошельку столичных жителей недорогое, но для местных весьма обременительное (вступительный взнос - 800 руб. , ежегодная плата С еще 600 руб. , плюс оплата лицензии и путевки). Но эти расходы мало кого пугают - каждый год в районе становится примерно на 200 охотников и рыболовов больше.
Местные знатоки утверждают, что здесь в сезон можно бить утку (под Слепушкиным, на Чайниковом болоте). Кроме того, в лесах в этом году хороший урожай еловых шишек и миграции из района белки не ожидается. Значит, и на беличью охоту прогнозы неплохие.
А вот купаться в границах Наро-Фоминского района, мягко говоря, не рекомендуется. Мало того что в районе нет ни одного обустроенного пляжа, еще и качество воды вызывает опасения. Так, местная пресса сообщала этим летом о запрете главного санитарного врача на купание на территории Наро-Фоминского района. Ухудшение качества воды в реках происходит в основном из-за аварийных сбросов. Например, через системы ливневой канализации идет сброс сточных вод в реку Нару. Реку Пахру загрязняют местные предприятия.
Наиболее опасны для купания река Нара вблизи улицы Профсоюзной и парка Победы в Наро-Фоминске, участки вдоль Киевского шоссе и в районе Атепцева и Горчухина. Не соответствует санитарным нормам и река Незнайка. По данным 2002 г. , реки Пахра, Десна и Незнайка на некоторых участках имели даже возбудителей гепатита А. Наиболее чистая С Протва, но и в ней нежелательно купаться ниже Вереи.

Алена Шевченко

Дополнительные материалы по теме из обзора прессы

    Районы Подмосковья (Киевское шоссе) 

 

НОВОСТРОЙКИ    КВАРТИРЫ    ОФИСЫ    ДАЧИ    КОТТЕДЖИ      УЧАСТКИ   ЗАРУБЕЖНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

 

Главная страница |  Услуги на рынке жилых помещений   и  нежилых помещений |   Юридические услуги |  Регистрация прав |   Наши объекты |     Карта сайта |    Ипотека

Информация о компании  |  Гостевая книга |    Доверительное управление |   Жилищная энциклопедия |   Строительство и ремонт |     Обзор прессы |   Серии типовых домов |   Загород

Новое в российском законодательстве |   Новости о недвижимости |   Районы Москвы |   Районы Подмосковья |   Веселая страничка

Поиск по сайту

PRIME REALTY    Поиск в Интернете

Rambler's Top100