Rambler's Top100 Жилищный кодекс

Жилищный кодекс

Кодекс принят, и нам его выполнять („Квартирный ряд“ № 11 (530) от 17 марта 2005 г.)
Московские жилищники давно ждали новый Жилищный кодекс. Не сложа руки, конечно. По сути, Москва за последние 10 с лишним лет обзавелась собственным, актуальным жилищным законодательством. Наконец, свершилось. О том, как теперь будут работать жилищники, какие задачи поставил перед ними новый кодекс, рассказывает первый заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Эдуард Якушенко.
Шаг за шагом
В 90-е годы, когда наша экономика стала переходить на новые рельсы, начала меняться и жилищная сфера. В Конституции, принятой в 1993 году, в статье 40 определено, какими должны быть новые рыночные отношения в сфере жилья. Четко прописано, что государство оказывает содействие в приобретении, строительстве жилья. Это записано и в новом Жилищном кодексе, в статье 2 ЖК, которая так и называется: «Обеспечение условий для осуществления права на жилище».
Прежний кодекс, принятый в 1983 году, обязывал органы государственной власти предоставлять жилье гражданам, что и выполнялось по мере возможности: нуждающихся в улучшении жилищных условий обеспечивали квартирами. В новом ЖК определена задача – создать условия для того, чтобы люди смогли осуществить свое право на жилище. Подчеркнуто, что граждане сами должны заботиться о своем благосостоянии, но для этого необходимо создавать все условия.
За 12 лет, прошедшие со времени принятия Конституции, каждый субъект Федерации сам разработал подходы в решении этой проблемы. Старый ЖК во многом уже не соответствовал требованиям времени. Тогда и был принят закон «Об основах федеральной жилищной политики». Затем была утверждена государственная программа «Жилище». Она предусматривала, что на первом этапе в 1995–2000 годах должны появиться нормативные основы, регулирующие взаимоотношения в сфере жилья, основные законы, определяющие федеральную жилищную политику. В этот период были приняты законы о приватизации жилья, о регистрации прав собственников, о ТСЖ и другие. Они заполняли нишу, которая появилась, когда начали развиваться рыночные отношения в жилищной сфере.
Очень много сделали в этот период и московские законодатели. Москва первая заговорила о создании рынка жилья, о приватизации. Возможно, сейчас многие уже не помнят, что вначале было предложение провести платную приватизацию, чтобы люди выкупали свое жилье. Но председатель Моссовета Гавриил Попов отклонил его. Он сказал, что необходимо исключить субъективный фактор, дать равные возможности всем. Передавая жилье гражданам в собственность, надо, чтобы они сами этим жильем и управляли. И тогда было предложено обратиться к президенту: сделать приватизацию в городе бесплатной.
--------------------------------------------------------------------------------
Жилищный кодекс РФ
Статья 14. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений
1. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:
1) учет муниципального жилищного фонда;
2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;
5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;
8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;
9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
10) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
2. В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных настоящим кодексом к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов Российской Федерации. Иные вопросы, отнесенные настоящим кодексом к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов Российской Федерации.
--------------------------------------------------------------------------------
Приватизация началась со столицы. В 1991 году был издан указ президента по Москве о бесплатной приватизации в жилищной сфере. Мы действовали на основании этого указа. Появилась необходимость это законодательно закрепить городскими законами.
В 1995 году стали сами разрабатывать ЖК города Москвы. Мы хотели собрать воедино все законы. И такой документ был создан. В 2000 году мы его направили в городскую Думу. Он ждал своего часа, когда выйдет новый федеральный ЖК.
Мы знаем, как принимался новый ЖК РФ, какие вносили в него дополнения, изменения, как он шлифовался в Госдуме. До сих пор идут споры: есть противоречия, нет противоречий, правильно что-то сделано или неправильно. Но кодекс принят, и нам надо его выполнять. Сейчас перед нами задача: как требования закона превратить в практические шаги. Необходимо выполнить свои обязательства перед очередниками, которые не один год уже стоят в очереди. Они фактически получили от государства гарантии, что будут обеспечены с помощью города жильем, получат его бесплатно или с какой-то скидкой. В нашей Конституции написано, что определенным категориям граждан мы даем жилье бесплатно. Все это должно быть закреплено в документах, законах, которые принимает Дума, или в постановлениях правительства Москвы.
Мы уже составили перечень документов, чтобы законодательные акты привести в соответствие с требованиями ЖК РФ. Фактически мы уже начали эту работу.
Пересмотра очередей не будет
Недавно Мосгордума приняла закон «О внесении изменений в статью 7 закона города Москвы от 11 марта 1998 года № 6 «Основы жилищной политики города Москвы». Раньше Дума ежегодно по предложению мэра принимала закон о приоритетах. То есть из общего количества очередников выделяли какие-то категории, которые считали более нуждающимися, более ущемленными.
И в старом ЖК, и в новом кодексе сказано, что граждане обеспечиваются жилыми помещениями, исходя из времени постановки на учет. Теперь приоритеты принимать не будем, потому что такие выборки всегда субъективны. Есть один критерий – время постановки на учет. Причем, предоставлять жилье льготникам и состоящим на учете на общих основаниях будем на основании пропорций, установленных правительством Москвы. Раньше этим занималась Мосгордума. Теперь мы взяли на себя ответственность.
В старом кодексе были определены категории внеочередников, первоочередников и очередников на общих основаниях, тех, у кого нет никаких льгот. В новом ЖК есть только категория внеочередников, а первоочередников нет. Но переход от старых правил к новым будет плавным, мы создадим своеобразный мостик, чтобы никто из очередников не почувствовал себя ущемленным в правах.
Пересмотра очередей, отмены права на бесплатное предоставление жилья и действующих льгот не будет для тех, кто встал в очередь до 1 марта.
196 тысяч семей стоят сегодня у нас на учете. Мы им дали гарантии, и свои обязательства перед ними выполним. Сейчас мы в законе ввели понятие – «имеющие льготы на улучшение жилищных условий». Мы не говорим «первоочередники», мы говорим, – «имеющие льготы».
Сохраняются категории внеочередников. Одна из них – семьи, где есть больные, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Перечень заболеваний устанавливается правительством России. Прежний перечень был установлен постановлением правительства № 214 РФ. Он определял право тяжелобольных на дополнительную площадь. К ним относились инвалиды 1 и 2 группы, туберкулезники, психические больные и другие.
Но сейчас, вероятно, должен быть разработан новый перечень.
Без потрясений и волнений
Предстоит большая законотворческая работа, которая по времени должна быть ужата до минимума. Всего, по нашим подсчетам, требуется принять 9 постановлений правительства России, чтобы все статьи нового ЖК работали.
Необходимо внести изменения в семь законов города: «Основы жилищной политики города Москвы», «О паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве», «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы», «О передаче в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений» и другие. Также нужно внести изменения в 19 постановлений правительства Москвы, 13 распорядительных документов нашего департамента, а, возможно, некоторые из них отменить. Больше усилий направить на разработку практических шагов. Чтобы знать, что менять в законодательстве, надо сделать хороший анализ. Это большая ответственность.
Старый ЖК действовал 22 года. У нас сложился свой метод работы, были рекомендации, как правильно применять статьи, имелась судебная практика, спорные вопросы рассматривал Конституционный суд.
В новом ЖК много новаций. Хочу повторить: основное для нас сейчас – плавно перейти от старых правил к новым, двигаться вперед эволюционным путем. Вовремя решать проблемы, которые тревожат людей. Это гарантия того, что не будет никаких потрясений, волнений, недовольств.
Вот один пример. Появились ловкачи, которые предлагают жителям за определенную плату оформить договор социального найма, чтобы затем они могли подать документы на приватизацию. Мы говорим: есть другой выход. Не надо обращаться ни в какие фирмы, тратить лишние деньги. Если вы хотите приватизировать жилье, подавайте документы, и мы одновременно заключим договор социального найма и передадим жилые помещения в вашу собственность.
Мы идем навстречу людям. В ЖК есть статья (14, часть 2), которая позволяет двум субъектам Федерации вырабатывать свои законы.
У нас возникает много проблем, связанных с управлением жилищным фондом. Организация собственников жилья – один из краеугольных камней, важнейший вопрос в жилищной политике. Люди приватизировали свои квартиры, и сами будут управлять жилищным фондом. Мы должны им помочь, определить требования, как этим жильем не только распоряжаться, но как им надо управлять. И подойти к этому взвешенно.
Теория всегда проверяется практикой. 12 лет назад мы приняли закон «Об основах жилищной политики города Москвы». За эти годы в закон было внесено много изменений, то же и с законом о приватизации, и с другими законами. Жизнь идет вперед, и, естественно, меняются законы. Видимо, и в новом ЖК будут со временем какие-то изменения. Но сейчас время дискуссий закончилось. Жилищный кодекс РФ принят.
Мы строим правовое государство, и законы надо выполнять.

 

С учета очередника никто не снимет
Многих москвичей, которые не один год стоят в очереди на улучшение жилищных условий, волнует вопрос, какие изменения их ждут в связи со вступлением в действие нового ЖК? Ситауцию с очередниками комментирует начальник Управления реализации программ обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий Департамента жилищной политики Алла Крошонкина.
Главное – ничего не ухудшить
Успокоим очередников еще раз: те, кто был принят на учет до 1 марта 2005 года, будут обеспечиваться жильем, как и раньше. Все граждане были приняты на учет по определенной категории. И отменять действующие жилищные льготы не планируется. Предоставляться жилье будет в полном соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса РФ. Ни пересмотра очередей, ни отмены права на бесплатное предоставление жилья не будет, – как сказано в части 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
--------------------------------------------------------------------------------
Жилищный кодекс РФ
Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего кодекса перечне.
--------------------------------------------------------------------------------
Москва – субъект Российской Федерации. И ей дано право формировать собственную законодательную и нормативную базу. Переход от старых норм к новым будет проходить плавно. Основная задача органов законодательной и исполнительной власти столицы – не ухудшить положение москвичей-очередников. В этом году, так же как и в прошлом, для очередников будет построено 400 тысяч квадратных метров жилой площади. Осталась прежней и норма предоставления жилья – 18 кв. м общей площади на человека.
Новые правила – для новых очередников
Новые правила постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий действуют с 1 марта для новых очередников. Кодекс определил льготные категории очередников. При этом субъектам Федерации, в частности Москве, никто не запрещает, если есть такая возможность, обеспечивать свои льготные категории. Например, многодетная семья. У нас есть такая категория. При разработке планов на год мы всегда будем учитывать, что в семье трое-четверо либо более детей. На учете стоят семьи, где воспитывается по семь и даже десять детей. Разумеется, не принимать во внимание, что семья многодетная, мы не можем. Сегодня в очереди около 200 тысяч семей различных категорий и различных лет постановки на учет. Некоторые из них простояли в очереди больше 20 лет. Никто не имеет права менять категорию очередника, снять его с учета, пока город его не обеспечит.
Сейчас одно из приоритетных направлений – обеспечение жилой площадью ветеранов Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы, так указано в постановлении московского правительства, все инвалиды и участники войны, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января этого года, получат жилье. В прошлом году 1638 семей участников Великой Отечественной войны отметили новоселье. Мы стремимся, чтобы майские праздники все участники войны встретили в новых квартирах.
Одна из льготных категорий, которая указана в новом ЖК – дети-сироты. Мы и раньше их обеспечивали вне очереди. Каждый год специальная комиссия подает нам сведения, сколько потребуется однокомнатных квартир для выпускников детских домов, сиротских учреждений. ГУП «Моссоцгарантия» заключает договоры с городом на эту площадь, а затем по договорам безвозмездного пользования передает эти квартиры детям-сиротам.
Договор безвозмездного пользования – срочный, заключается на 5 лет. Фактически этот договор защищает молодого человека от мошенников, которые могут завладеть квартирой и причинить вред ее хозяину. Такие случаи были несколько лет назад. Через пять лет, когда молодой человек повзрослеет, и, возможно, обзаведется семьей, у него появится возможность переоформить договор. В прошлом году детям-сиротам было предоставлено 455 однокомнатных квартир, а в этом году поступило заявок на 581 квартиру.
В новом ЖК указаны еще две категории внеочередников – тяжелобольные и проживающие в аварийных домах. Эти категории были и в прежнем кодексе, и мы всегда их обеспечивали жильем.
Никаких резких изменений в правилах предоставления жилой площади не предполагается. В связи со вступлением в действие нового ЖК никто не будет исключен из очереди. Очередники могут сделать для себя выбор: получить квартиру, участвуя в программах с использованием личных средств, либо стоять долго в очереди и ждать, когда город предоставит жилье на безвозмездной основе.
Каждый выбирает свою программу
Новое жилищное законодательство делает уклон на предоставление жилья с участием средств самих людей. Особое внимание в этом году город обращает на ипотечную программу. Предполагается, что по ипотечной программе на средства банков и очередников будет строиться жилье целевого назначения.
Около 10 лет действует программа, по которой очередникам выделяется безвозмездная субсидия из городского бюджета на приобретение или строительство жилья. Это значительные денежные средства. Субсидия зависит от числа лет, которые семья простояла в очереди. Дольше стоишь – больше субсидия. Если семья довольно долго стоит в очереди и включена в программу предоставления жилья в текущем году, то ей могут выдать 100% субсидию от средней стоимости квартиры в крупнопанельных домах. Причем, деньги перечисляются безналичным платежом на счет очередника, а затем – на счет продавца, у которого семья приобретает квартиру.
--------------------------------------------------------------------------------
Жилищный кодекс РФ
Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
--------------------------------------------------------------------------------
Зачастую те, кто покупает квартиру в ближнем Подмосковье, где жилье дешевле московского, полностью укладываются в сумму, которую начислили по субсидии. Москвичи охотно приобретают квартиры в Железнодорожном, Подольске, Щелкове, Одинцове, Долгопрудном, Красногорске и других. Некоторые из них, имея даже не 100% субсидию, купили жилье, не доплачивая ни рубля из своих средств.
Если два года назад в среднем доля собственных средств, которые очередник тратил на покупку жилой площади с учетом субсидии, составляла более 30%, то в 2004 году – всего 20%. Работает эта программа стабильно и многим помогла улучшить жилищные условия, переехать в новые просторные квартиры.
Уже три года успешно действует программа «Молодой семье – доступное жилье». Молодежь поверила в нее и приобретает жилье с помощью накопительной системы, жилищно-строительного кооператива «Молодой семье – доступное жилье», по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа на 5 лет. Многие семьи уже переселились в собственные квартиры.
Семьи малоимущие, которые даже с помощью города не могут купить жилье, получали и будут получать квартиры на безвозмездной основе. В статье 49 нового кодекса говорится, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам. А малоимущими являются те граждане, которые признаны таковыми в порядке, установленном субъектом РФ. При этом учитывается доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пока что – заявительный порядок
Перед городом стоит задача очень быстро разработать нормативные и распорядительные документы. Но сейчас таких документов еще нет, и точно определить, относится ли семья к малоимущим, сложно. Поэтому пока придется действовать в заявительном порядке.
Из документов, которые есть в личном деле каждого очередника, видно, где человек трудится, сколько в семье иждивенцев. На учете стоит много очередников, которые работают в бюджетной сфере: поликлиниках, больницах, школах, детских садах, в милиции. Можно предположить, что на скромную зарплату бюджетника в Москве жилье не купишь. Им по-прежнему будем предоставлять квартиры.
Город будет помогать тем, кто нуждается в социальной поддержке.
Записала Светлана Амелехина

 

На помощь надейся и сам не плошай
Вступление в силу Жилищного кодекса наконец-то покончило с двойственностью нашей жизни, когда на словах мы исповедовали вроде бы одну религию, а официально на гербовой бумаге была пропечатана совершенно иная. С момента распада Союза прошло без малого 15 лет, но до марта этого года действовал Жилищный кодекс 1983 года. И пусть все чувствовали, что мы находимся в совершенно ином мире, тем не менее общество жило как бы с оглядкой на устаревший документ.
Это здорово всем вредило, хотя бы потому, что подкрепляло иждивенческие настроения, совершенно неуместные сегодня и только дезориентирующие людей.
Новый ЖК расставляет все по своим местам. Он подтверждает отказ от монополии государства на улучшение жилищных условий. Инициатива передается в руки самих граждан. Задача власти теперь сводится к созданию условий, которые бы дали возможность людям решить свои проблемы в условиях рынка. О перспективных формах приобретения жилья рассказывает заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николай Федосеев.
Субсидия
Безвозмездные субсидии на строительство и приобретение жилья стали первой формой, которая объединяла элементы рынка и помощь государства. Они оформляются с 1996 года и уже хорошо себя зарекомендовали. Суть в том, что очередникам предлагается самим купить себе квартиру, а город доплачивает часть ее стоимости (до 90% в зависимости от срока нахождения в очереди). В год мы таким образом помогали от 1,2 тыс. до 2 тыс. семей. К сожалению, в последнее время их число постепенно снижалось. Дело в том, что выделяемая на эти цели сумма оставалась постоянной, 1,120 млрд. рублей ежегодно, а жилье за последнее трехлетие дорожало на 20–35% в год. Число получателей субсидии, естественно, сокращалось.
Перспективы субсидирования на ближайшие годы однозначно зависят от бюджета. При этом нам периодически приходится спорить с коллегами из экономического блока правительства Москвы, которые предлагают уменьшить размер максимальной субсидии, скажем, до 50%, и за счет этого увеличить их число. Еще «лучше» предложение выделять деньги в первую очередь тем, кто претендует на меньшую субсидию, скажем, на 10%, чтобы удовлетворить большее количество очередников. Так можно дойти до идеи предоставлять бесплатную квартиру не тому, кто дольше стоит в очереди, а кто претендует на меньшую площадь. Но это абсурд – помогать прежде всего тем, кто в этом меньше всех нуждается.
Недавно правительство Москвы выдвинуло предложение снизить максимальный размер субсидии до 70%. Однако его должна утвердить городская Дума. Пока действует прежний стандарт: субсидия в 90% положена тем, кто стоит в очереди на общих основаниях более 15 лет, и льготникам со «стажем» более 7 лет.
С другой проблемой нам, надеюсь, удалось справиться. Речь об индексации размера субсидии. Бюрократическая машина здесь буксовала. Стоимость жилья на рынке росла, а субсидию начисляли исходя из старых ориентиров. Сумма помощи в результате занижалась, что вызывало естественное недовольство. Люди справедливо считали, что их обманывают. Недавно мы сменили порядок расчета субсидии и вышли на адекватные рынку типового жилья в районах массовой застройки цены. Сейчас расчетная стоимость квадратного метра составляет 30 007 рублей. И пока мы выдерживаем график пересмотра стоимости раз в квартал.
Субсидия и кредит
Использование субсидии предполагает, что у человека есть собственные деньги, и подчас немалые. Практика показывает, что самый «ходовой» размер субсидии – 50–60% от стоимости квартиры. Значит, еще почти половину надо добавлять. Но далеко не у всех семей есть достаточные средства. К тому же решение о выделении субсидии, как всегда, приходит неожиданно, а сроки ее реализации жесткие – 6 месяцев. В итоге
многие брали не то и не там, что им хотелось бы. Некоторые были вынуждены ехать в ближнее Подмосковье. А кто-то вообще не мог воспользоваться выделенными ему деньгами.
В прошлом году мы, что называется, «обкатали» новую схему, объединяющую механизм субсидий с ипотечным кредитованием. Смысл ее в том, что человек получает субсидию, добавляет к ней собственные накопления и использует все вместе в качестве первоначального взноса для получения кредита в банке и покупки квартиры. Теоретически на момент проведения операции можно вообще обойтись без своих денег. При этом шансы на получение кредита весьма неплохи. С одной стороны, высокий первоначальный взнос заметно снижает риски банка. С другой стороны, сумма кредита, а значит, и ежемесячные платежи сравнительно невелики, поэтому требования к платежеспособности заемщика существенно снижаются.
Если соотнести расходы по погашению долга к рыночной стоимости квартиры, то эквивалентная ставка кредита составляет менее 7%. В результате у человека может появиться даже некоторая свобода выбора места жительства и качества квартиры.
Некоторые недоуменно пожимают плечами: а в чем собственно предмет гордости? Субсидии и так были, кредиты тоже. Пошел, взял одно, оформил другое и купил квартиру? На самом деле нам пришлось решить сложную технологическую задачу. Надо было в одном месте в одно время связать разные финансовые потоки. Ведь ни один банк не выдаст кредит, пока заемщиком не будет внесена недостающая для покупки сумма. И понятно почему – это гарантия серьезности намерений и платежеспособности человека. Но точно так же и субсидия не двинется с блокированного целевого счета, пока к ней не добавят вторую часть средств. Надо было разорвать эту цепь взаимоисключающих требований, связать деньги коммерческого банка, деньги бюджета и собственные деньги гражданина и одновременно направить их продавцу. Пока только 10 очередников в порядке опыта воспользовались схемой, но мы уверены в ее дальнейшем успехе.
--------------------------------------------------------------------------------
Жилищный кодекс РФ
Статья 13. Компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:
1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма...
--------------------------------------------------------------------------------
Рассрочка
С этой схемой мы экспериментируем довольно давно. Город отстраивает за счет бюджета дом и продает его очередникам по льготной цене и с рассрочкой платежа. До прошлого года граждане платили 30% стоимости сразу и погашали долг в течение следующих 5 лет. Плата за рассрочку составляла 3–8% годовых в зависимости от срока постановки на учет. Цена квадратного метра колебалась вблизи 450 долларов, то есть была примерно вдвое ниже рыночной.
Начиная с этого года мы несколько ужесточаем условия. Во-первых, подтянули цену к несколько возросшей реальной себестоимости строительства, до 600–650 долларов. Увеличили плату за пользование деньгами до 10% годовых, но одновременно увеличили рассрочку до 10 лет.
Объясню, почему мы это сделали. С одной стороны, высокий спрос со стороны граждан повлиял на наше предложение. Мы уверены, что форма будет востребованной и на новых условиях. Цена по-прежнему остается вдвое ниже рыночной, а ставка по рассрочке на треть выгоднее по сравнению с банком. С другой стороны мы столкнулись со спекуляцией этими квартирами. Некоторые граждане напрягают все свои возможности и покупают квартиру, какую только в состоянии осилить. Затем практически сразу погашают долг, оформляют квартиру в собственность, продают и взамен берут чуть скромнее. А за счет разницы в стоимости обставляются мебелью и обзаводятся автомобилем. Поэтому мы не только подняли цены, но и ограничили сверху первый взнос цифрой 40% и запретили окончательный выкуп ранее чем через 5 лет. Параллельно с изменением условий мы намерены увеличить объемы выделяемой площади с прежних 25 тыс. кв. м до 50–70 тыс. кв. м уже в этом году.
В недалекой перспективе может появиться симбиоз рассрочки и ипотеки. Сейчас квартира продается в рассрочку после того, как дом построен. Есть предложение сместить процесс к началу строительства. Цена продажи сохраняется льготной, на уровне себестоимости. По мере возведения дома на начальном этапе стройки человек вносит из собственных средств 30% стоимости квартиры. А по мере продвижения строительства берет в банке ипотечный кредит, полностью рассчитывается с городом, оформляет квартиру в собственность и дальше в течение 15–20 лет возвращает долг банку. Подключение гражданина к строительству на ранней стадии существенно снижает цену всей сделки.
--------------------------------------------------------------------------------
Жилищный кодекс РФ
Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

--------------------------------------------------------------------------------
Граждане, готовьте ваши денежки
До сих пор мы говорили в основном о возможностях очередников. Но это только 7% населения города. А остальные? У них ведь тоже есть свои проблемы, может быть, не такие острые, но требующие решения. Думаю, что в перспективе все перечисленные механизмы могут быть адаптированы и для других категорий жителей. Первыми могут оказаться – тут я уже фантазирую – работники бюджетной сферы и молодые семьи. Но это – перспектива.
А сегодня мы хотим оформить организационно, взять под контроль власти и обеспечить городскими гарантиями то, что уже стихийно действует на рынке. Тем самым помочь всем желающим без привлечения бюджета.
Названия пока не придумали, а суть в следующем. Мы предложим ряду коммерческих застройщиков с прочной репутацией выделить часть строящихся площадей для продажи по нашей программе. По рыночной цене и на их условиях. Одновременно мы обратимся к населению и объявим: есть адрес, есть инвестиционный контракт, при заключении которого мы досконально проверили застройщика, есть цена, к примеру, 1200 долларов за кв. м, до определенного срока надо внести такой-то первоначальный взнос. За оставшимися деньгами мы направляем желающих в банк, который определит, кому он сможет дать кредит, а кому – откажет.
Если кто-то не пройдет сито банка, будем подбирать другую кандидатуру. Далее подписывается трехстороннее соглашение между застройщиком, банком и заемщиком. Мы со своей стороны будем следить, чтобы ни одна квартира не продавалась трем покупателям одновременно, и за своевременным окончанием работ.
В результате застройщику гарантирован спрос и 100% финансирования работ. Банк получает на период строительства гарантии города Москвы, что работа будет завершена успешно. На случай возникновения непредвиденных обстоятельств у нас есть резервный фонд, из которого мы можем выдавать квартиры, получая взамен права требования по инвестиционному контракту. Чем это выгодно гражданину? Он купит жилье из первых рук, на этапе строительства, а следовательно намного дешевле. К тому же мы рассчитываем договориться с банком, что с учетом уменьшения рисков на время строительства тот несколько снизит ставку по кредиту.
На первых порах мы намерены предлагать эту схему только москвичам со стажем проживания не менее 10 лет. И в этом протекционизме нет ничего страшного, потому что тот же резервный фонд создан на деньги москвичей. О перспективе могу говорить только предположительно. Хотелось бы уже в этом году попробовать реализовать таким образом хотя бы несколько сотен квартир. Но для этого надо иметь не только желание наше и граждан, необходима добрая воля строителей и банков. Предварительное согласие уже есть, осталось облечь его в договорную форму.
Записал Сергей Домнин


Нельзя объявить капитализм и говорить, что все равны
Ответственность собственника за содержание жилья возрастает до такой степени, что может заставить многих пересмотреть свое отношение к праву собственности – считает заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Ольга Долгушина.
Кто в доме хозяин
С начала приватизации мы постоянно утверждали, что бремя содержания жилья собственником и нанимателем, точнее, цена содержания, примерно одинаковы. Теперь, после принятия нового кодекса, я не берусь пролонгировать этот тезис на будущее. Решающее значение будут иметь изменения в порядке управления домом, которые коснутся буквально каждого жителя.
Как известно, закон о товариществах собственников жилья (ТСЖ) отменен (не сами товарищества, а только закон, на смену которому пришел другой). С одной стороны, мне жаль, хороший был закон. С другой стороны, психологически верно, что его отменили. Ведь этот закон на самом деле был не только и не столько о товариществах, сколько о правах и обязанностях собственника квартиры в многоквартирном доме. Но основная масса жителей никак не соотносила его с себой – у нас, мол, нет ТСЖ. И никто не акцентировал внимание людей, что, имея в собственности квартиру, они живут уже не в чужом («государственном») доме, что это в какой-то части их собственный дом. Вот уже много лет мы пытаемся донести до граждан эту мысль, а граждане упорно сопротивляются.
С принятием кодекса в вопросе наведена полная ясность. Есть ли ТСЖ, нет ли его, – неважно. На праве общей долевой собственности владельцу квартиры принадлежит и кусочек многоквартирного дома: часть лифта, лестницы, подвала, крыши, земли под домом и т. д. Если в каких-то квартирах живут наниматели, это лишь значит, что пропорциональная доля в общей собственности принадлежит государству. Но только доля, и на равных правах с собственниками квартир. Поэтому обращаться теперь к государству как некоему «опекуну», обязанному следить за содержанием общедомового хозяйства, бессмысленно. Заботиться о ремонте крыши, приведении в порядок фасада и всем прочем обязаны теперь совместно все собственники квартир.
Если угодно, отныне товарищества в несколько завуалированной форме объявлены во всех многоквартирных домах. Только без регистрации и выборов правления. Просто способы управления домом кодекс с незначительными изменениями перенес из старого закона о товариществах на все без исключения многоквартирные дома. И даже предусмотрел, как быть, когда граждане, если так можно выразиться, «саботируют» свои обязанности явочным порядком. Конечно, это несколько утрированное представление о ситуации, но близко отражающее реальное положение вещей.
По выбору граждан домом можно управлять одним из трех способов: самим жителям на собрании принимать все решения, пригласить управляющую компанию или оформить ТСЖ. Если же люди не проявляют инициативы, в течение года не проводят собрание и не определяют своего выбора, то органы местного самоуправления по результатам открытого конкурса назначают управляющую компанию. После этого местным властям остается лишь известить жителей, кто и на каких условиях будет обслуживать их дом. В другом варианте, когда жители решили сами управлять, да еще ТСЖ создали, то они вправе по своему усмотрению заключать договор с любой компанией и назначить, в том числе, более высокие тарифы. Рынок!
Заплатил – можешь заказать музыку
Свобода выбора в обслуживании, его качества (значит и выбора цен!) порождает совершенно непривычную для наших граждан и весьма конфликтную ситуацию. Этот момент надо очень хорошо понимать. Можно не вступать в товарищество, можно не ходить на собрание, но его решение для всех обязательно. Как большинство приняло, так оно и будет. Если выяснится, что кто-то не может жить по тем правилам, которые установил дом, хочет, чтобы все было по-прежнему, в том числе и дешевле, – по закону будет обязан подчиниться. Платить по каким-то иным, условно говоря, «городским» или «усредненным» тарифам, несогласные с решением собрания не смогут. Ведь управляющая компания должна быть одна, это установлено законом. Она заключает договор с каждым собственником. И невозможно сделать так, чтобы 99 человек платили по тарифам, утвержденным общим собранием, а один – меньше. Кто тогда будет за него доплачивать? Управляющей компании до этого дела нет. Только собрание вправе решить вместе «скинуться» кому-то на бедность. Но пойдет ли оно на это?
Сложность в том, что нормально было бы сначала установить правила проживания в доме, а потом человек решал, въезжать в него или нет, «по зубам» ли ему подобное жилище. Так это происходит за рубежом. У нас в силу естественно сложившихся условий люди уже находятся в домах и вынуждены адаптироваться к новым условиям.
Как ни грустно об этом говорить, но если собрание примет решение, а кто-то с ним не согласен или не в состоянии его выполнить, он будет вынужден рано или поздно жилье продать и купить другое. Переехать в том дом, выбрать тот коллектив, в котором ему будет жить по средствам. Это для нас абсолютно новое дело, к которому мы совершенно не привыкли. Вопрос о миграции стыдливо замалчивается. Тем не менее, в прессе уже появляются рассуждения, что в центре должны жить люди обеспеченные, а на окраинах – те, у кого денег поменьше. И впрямь, нельзя объявить капитализм и, пряча застенчиво голову под крыло, говорить, что у нас все будут равны, как при социализме. Центральная часть города престижна, и, значит, будет дорогой.
В центре уже сейчас по нормальной цене молока не купишь. Надо понимать, что расслоение у нас будет, и магазины будут для богатых и для бедных, и поликлиники, и жилье. При этом никто человека насильно гнать из дома не станет, он сам постепенно подойдет к решению.
О налогах, капремонте и прочем
Другой интересный аспект темы ответственности собственника – налоги. Как известно, федеральный законодатель предполагал заменить действующий налог на имущество местным налогом на недвижимость. И даже снизить при этом максимальную ставку налога (ставка налога зависит от стоимости имущества) с 2% до 1%. Только рассчитывать его не с условной инвентаризационной стоимости, а с рыночной цены.
Я прикинула, во что это выливается на практике. Предположим, что есть типовая двухкомнатная квартира площадью примерно 60 кв. м. Ее инвентаризационная стоимость в грубом приближении составляет 250 тыс. руб. Для этой цены ставка налога сегодня равна 0,1%, а сам налог 250 рублям, которые мы все примерно и платим. Рыночная же стоимость такой квартиры превышает 3 млн. рублей. Мало того, что база для подсчета налога возрастает в 10 раз, мы еще переходим в другую «весовую» категорию ставки – 1%.
Итого получаем сумму налога 30 тыс. рублей в год! Инициаторы закона, правда, справедливо говорят, что у малообеспеченных людей квартиры небольшие, напоминают о льготах, но в то же время планируют получить в местные бюджеты с населения порядка 400 млрд. рублей!
Пока законодатели не договорились между собой, закон не принят. Но главные сомнения касаются не ставок и размера налога, а способа определения рыночной стоимости недвижимости. И я уверена, что в любом случае работа думцев не пропадет напрасно, действия в этом направлении будут продолжены, а перспектива обозначена весьма прозрачно. Напрашивается ассоциация с отложенным штрафом в спорте – свисток еще не прозвучал, но рука судьи уже предупреждающе вскинута вверх.
Следующий поворот темы – капитальный ремонт. Расходы на него включены в плату собственника за жилое помещение и коммунальные услуги. Напомню, если в деревенском доме потекла крыша над головой, никакой сельской администрации до этого дела нет, это проблема хозяина. В многоквартирном доме теперь точно так же. Почему мы об этом заговорили? Потому что это дорого, расходы на капремонт могут доходить до 60-80% стоимости дома, а занималось им раньше, как правило, государство. Возникает вопрос, кто и как теперь будет определять размеры и стоимость ремонта?
Кодекс говорит, что все решает общее собрание. Может быть, люди решат делать его по частям, по подъездам, раз в десять лет. Но любое решение будет нелегким. С другой стороны, где будут храниться отчисления граждан, чтобы не сгореть в огне инфляции, кто будет нести ответственность за их сохранность? Это отдельный вопрос, который должен быть урегулирован субъектом Федерации.
Мы сейчас работаем над схемой управления домом и готовим соответствующий документ. Если увидим, что собрать с населения эти деньги нереально, то будем думать дальше, как быть.
Заглянем чуть вперед
Я пробую представить дальнейшее развитие событий. Вот пройдут в домах общие собрания, сформируются ТСЖ, они определят свои тарифы и расценки. Дальше потоки граждан из числа несогласных потекут жаловаться к нам: что вы с нами делаете, и как нам дальше жить? А мы будем вынуждены объяснять, что таков закон. Только ведь люди нас не поймут, они надеются на власть, на ее защиту. Значит, надо уже сейчас искать какие-то сглаживающие механизмы.
Начну с того, что кодекс предусмотрел выделение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг для нанимателей и собственников с невысокими доходами. В результате расходы граждан на содержание квартиры не превысят установленную законом долю от суммарных доходов семьи. Кодекс предусматривает, что это будут целевые адресные субсидии, выделяемые конкретному гражданину через ЕИРЦ, правда, в безналичной форме, обеспечивающей их использование по назначению.
На наш взгляд, в переходный период очень важная роль будет принадлежать даже не управляющей компании, которая в основном озабочена вопросами коммерции, а домкомам. Они сейчас крайне нам необходимы, чтобы разъяснять нормы Жилищного кодекса на местах.
Но они сами должны быть обучены и соответствующим образом подготовлены. Для этого мы хотим сейчас при поддержке Совета старейшин создать «круглый стол», за которым сориентировать домкомы на исполнение новых норм. Иначе у нас может появиться угрожающий перекос в реализации закона. Примерно так, как это произошло с монетизацией льгот.
В любом случае я предвижу здесь большие проблемы. К сожалению, у нас продолжается совместное заселение в один дом собственников и нанимателей, людей с несоизмеримыми уровнями доходов. С одной стороны, может быть это и правильно: не надо специально создавать социальные дома, навешивать на людей ярлыки с указанием первого или второго сорта. А с другой, как им совместно уживаться? В этом смысле над строительной политикой нам самим еще придется очень много работать.
В завершение хочу сказать, что кодекс хорош (хотя готова критиковать его по многим позициям) уже хотя бы тем, что он обозначил, заострил все вопросы, которые, хотим мы того или нет, придется решать.
Пусть даже что-то показал спорно, но назвал вещи своими именами. Конечно, еще пойдут комментарии, будут разъяснения, появится судебная практика, но в целом он дает понять, что содержание собственности – это проблема.
И еще одно: как бы ни было привлекательно для газеты попугать население, все-таки давайте скажем – революций в городе не будет. Никто с введением кодекса не придет и не вывесит объявлений: все ребята, теперь заботьтесь о себе сами.
Записал Сергей Домнин


Чтобы не оказаться нищими собственниками
Больше всего слухов и небылиц в связи с новым Жилищным кодексом образовалось вокруг приватизации. Не будем их тут пересказывать, лучше дадим слово специалисту, который о приватизации знает все, – начальнику Управления приватизации и оформления прав собственности Департамента жилищной политики Юлии Глазковой.
Новый Жилищный кодекс РФ и закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливают двухэтапное окончание приватизации.
Люди, получившие квартиру после 1 марта, уже не вправе ее приватизировать. Для остальных москвичей приватизация заканчивается 1 января 2007 года.
Те, кто получил квартиры до 1 марта 2005 года и проживает в них, не заключив договора социального найма, на основании ордера, также имеют право приватизировать жилье в течение двух лет. В любой момент вы можете обратиться к нам и стать собственниками квартир. Вам не следует беспокоиться.
Но прежде чем пойти на этот шаг, хорошенько подумайте, взвесьте свои возможности. Жилищный кодекс устанавливает, что платежи для собственников квартир увеличатся, будут внесены изменения и в налоговое законодательство. Налог на недвижимость, естественно, станет значительно больше.
Фактически ЖК приводит в жизнь норму, действующую в Гражданском кодексе с 1995 года. Собственник обладает всеми правами и обязанностями. Не только содержит и ремонтирует свою квартиру, но и свою долю в общем имуществе всех домовладельцев. В том числе участвует в капитальном ремонте своего дома, то есть финансирует его. Отсюда и идет увеличение платежей. А также, что немаловажно, несет риск случайной гибели своего имущества.
Что касается нанимателей, то за ними, безусловно, сохраняется право пользования, проживания, владения квартирой на основании договора социального найма. И, безусловно, наймодатель, то есть город, будет по-прежнему делать капитальный ремонт, дотировать все платежи, как и ранее.
Люди часто задают вопрос: «Раз кончается бесплатная приватизация, значит, начинается платная?» Платной приватизации не будет. Хочу еще раз повторить. Все, кто хочет приобрести в собственность свое жилье, смогут это сделать, но для этого совершенно не нужно спешить. У вас в запасе два года.
Закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» внес значительные изменения в порядок расприватизации. (Расприватизация или деприватизация – это обратная передача в собственность города Москвы приватизированных жилых помещений.) Сейчас это имеют право сделать малоимущие граждане.
Расприватизировать квартиру можно, если это единственное ваше жилье и никакого другого помещения для постоянного проживания у вас нет. Нельзя расприватизировать, если один из собственников выехал в другое жилое помещение (если это не краткосрочный выезд). Значит, у него появилось второе жилье для постоянного проживания.
Еще условие – если квартира свободна от обязательств. Что значит «свободна от обязательств»? Квартира не должна быть заложена, находиться под арестом и т.д. Передать городу в собственность можно только приватизированное «в чистом виде» жилье, если с этим жильем никаких сделок не совершалось. В ином случае оно является уже не приватизированным, а приобретенным по любой законной сделке. Расприватизировать квартиру можно, если состав собственников квартиры не изменился. Заявление подписывают все собственники квартиры. Три человека, например, приватизировали квартиру, и три человека пришли ее расприватизировать. Если же с одним из членов семьи что-то случилось, к несчастью человек умер, то открывается наследство. Это уже вторичная сделка, и тогда ни о какой расприватизации речи быть не может. Такие ограничения существовали и раньше.
Впервые появилось в законодательстве определение «малоимущий». Пока закона, который бы определял, кого можно назвать малоимущим, нет. Этот критерий будет применяться, когда такой закон появится.
Хотелось бы напомнить, что наши службы работают ежедневно в режиме «одного окна». По сравнению с прежними годами объемы возросли в четыре раза. После того, как наши работники оформили документы на приватизацию, они поступают в Федеральную службу регистрации. Сейчас мы ведем с работниками этой службы конструктивный диалог. Вместе ищем пути увеличения пропускной способности приемных Росрегистрации, чтобы все документы вовремя и четко проходили регистрацию.
Еще раз хочется напомнить, что у тех, кто собирается приватизировать квартиры или расприватизировать их, есть достаточно времени. Не спешите, спокойно обдумайте свое решение. Соберитесь на семейный совет, взвесьте все «за» и «против», посчитайте семейный бюджет, сможете ли вы оплачивать жилищно-коммунальные услуги, налог на квартиру, и общедомовые расходы, если квартира станет вашей собственностью? Шаг, который вы собираетесь совершить, очень важен для вас и ваших родственников. Это пожизненная сделка. Вы принимаете важное решение, поэтому надо четко представлять себе все последствия, чтобы не оказаться нищими собственниками.
Записала Светлана Амелехина
 

Живем по закону Москвы и думаем, прежде чем судиться
О том, какие перемены ожидают жителей переселяемых домов в связи с вступлением в действие нового Жилищного кодекса, рассказывает начальник Управления реализации программ переселения Департамента жилищной политики Виталий Дорош.
Для собственников
В соответствии со статьей 32 нового Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника «путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных и муниципальных нужд». В столице порядок переселения регламентируется законом «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения».
Требования нового Жилищного кодекса, изложенные в статье 32, созвучны требованиям этого закона. И там, и там предусматривается предоставление собственникам при отселении как натурального возмещения – то есть конкретной квартиры, так и возмещения денежного. Но следует заметить, что в городе почти 100 процентов переселяемых граждан предпочитают получить квартиру. Новая квартира должна состоять из того же количества комнат и быть такого же метража, как прежняя, – то есть равноценной. Если же человек все-таки предпочитает денежное возмещение, то, по новому Жилищному кодексу, выкупную цену определяют из расчета рыночной стоимости жилого помещения. Выплачивают также компенсацию за убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием жилья, местом проживания, временным пользованием жилым помещением, приобретением жилого помещения и так далее. Это в законе новое.
Законом города Москвы определено, где эта квартира может быть предоставлена. При комплексной реконструкции районов, где расположены пятиэтажки, она предоставляется в районе проживания (кроме ЦАО и Зеленограда, где переселение происходит в пределах округа). По Жилищному же кодексу, как старому, так и новому, жилье при переселении предоставляется в границах города. Так что московский закон улучшает положение собственников при переселении по отношению к федеральному закону.
Для нанимателей
Основания для выселения нанимателя таковы: если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; если жилое помещение признано непригодным для проживания; если в результате капитального ремонта или реконструкции жилое помещение, которое занимает наниматель, не сохраняется. В таких случаях гражданам предоставляется другое жилое помещение. По новому Жилищному кодексу Российской Федерации (статья 89) нанимателю теперь, как и собственнику, предоставляется равноценное жилое помещение – такой же общей площади и с таким же количеством комнат, как прежняя квартира.
Однако законом «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения» определено, что нанимателю площадь предоставляется исходя из социальной нормы – 18 кв. м общей площади на человека. Закон города Москвы действует, он не отменен, и все органы исполнительной власти будут в данном случае по-прежнему им руководствоваться. Пока что пересмотр порядка предоставления жилья в связи с переселением городом не планируется, впоследствии перемены будут осуществляться поэтапно.
Если же гражданин отказывается от предложенной площади, соответствующей социальной норме, и требует, скажем, несколько отдельных квартир, то выходить в суд мы будем уже в соответствии с требованием федерального законодательства – то есть с площадью, равноценной прежней. Ведь решение суда будет основываться исключительно на российском законе. И если по новому Жилищному кодексу семье положена двухкомнатная квартира, а от предложенной соответствующей социальной норме трехкомнатной она отказалась, то весьма вероятно, что, по решению федерального суда, ей придется переселяться в «двушку». Так что перед тем, как выдвигать требования, стоит подумать.
Записала Мария Анисимова
--------------------------------------------------------------------------------
Жилищный кодекс РФ
Статья 32. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
...6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

НОВОСТРОЙКИ    КВАРТИРЫ    ОФИСЫ    ДАЧИ    КОТТЕДЖИ      УЧАСТКИ   ЗАРУБЕЖНАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

 

Главная страница |  Услуги на рынке жилых помещений   и  нежилых помещений |   Юридические услуги |  Регистрация прав |   Наши объекты |     Карта сайта |    Ипотека

Информация о компании  |  Гостевая книга |    Доверительное управление |   Жилищная энциклопедия |   Строительство и ремонт |     Обзор прессы |   Серии типовых домов |   Загород

Новое в российском законодательстве |   Новости о недвижимости |   Районы Москвы |   Районы Подмосковья |   Веселая страничка

Поиск по сайту

PRIME REALTY    Поиск в Интернете

Rambler's Top100